logo
KONSPEKT_lektsy_dlya_3-go_kursa_1_semestr

1. Функции цен, факторы ценообразования, классификация цен.

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяй­ственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие виды функций:

учетная функция проявляется в том, что цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к ним относятся как количественные (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем инвестиций, объем выпус­каемой и реализуемой продукции и т.д.), так и качественные показатели (рентабельность, про­изводительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.д.).

стимулирующая функция выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирую­щее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли.

распределительная или перераспределительная функция цены отражает уча­стие цены в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) ме­жду отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Распределительная функция цены проявляется через налогово-бюджетную политику, а именно, через налоги, особенно косвенные (акцизы на отдельные группы товаров, налог на до­бавленную стоимость) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды. А через бюджетную систему централизованные средства на­правляются на решение экономических и социальных задач общества.

балансирующая функция или функция балансирова­ния рыночного спроса и предложения заключается в том, что через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом.

информационная функция цены проявляется в том, что цена служит индикато­ром состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка.

Существуют различные подходы к классификации факторов, оказывающих влияние на динамику и уровень цены. В зависимости от уровня формирования цены выделяют факторы микро -и макроуровня.

К факторам, определяющим уровень цен на микроуровне, относятся:

• индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестои­мостью; средняя норма прибыли, наличие экономической прибыли; качество товара; объемы поставок, взаимоотношения продавца и покупателя; условия платежа; франкировка цен или базисные условия поставки; уровень сервиса и срок послепродажного обслуживания; длительность цикла товародвижения; жизненный цикл товара; мобильность производства; затраты на рекламу; имидж предприятия; уровень спроса и предложения на данную продукцию; характер государственного регулирования цен на конкретные группы товаров; характер антимонопольного регулирования; платежеспособность населения; и другие.

Факторы, оказывающие воздействие на уровень цен и их динамику на макроуровне, можно классифицировать на экономические, которые включают экономическую систему государства, состояние экономики, государственную ценовую политику, уровень жизни, обеспеченность основными ресурсами; политические – политическая стабильность в обществе, возможность прогнозировать государственную политику, характер государственного регулирования деятельности предприятия и др.;

инфраструктурные и социальные факторы и др.

Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвиже­ния, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различ­ные виды цен.

Отпускная цена предприятия-изготовителя – цена, при­меняемая на республиканском рынке в расчетах между пред­приятием-производителем продукции и другими предприятия­ми-покупателями за исключением населения. Она устанавли­вается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, зат­рат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-из­готовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.

Оптовая цена формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупате­лям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптово­го предприятия одновременно является ценой приобретения то­вара для розничной торговой организации.

Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного пот­ребления.

По способу установления различают регулируемые и сво­бодные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов уп­равления и местных исполнительных и распорядительных ор­ганов. Они при­меняются на важнейшую структурообразующую продукцию, продукцию пред­приятий-монополистов, оборонного значения, товары социальной значимости и некоторые другие.

Свободные (договорные) цены устанавливаются по согла­шению сторон – продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены фор­мируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответ­ствуют рыночной экономике.

В зависимости от принадлежности товара к определен­ной отрасли в сфере народного хозяйства различают:

оптово-отпускные цены на промышленную продукцию;

закупоч­ные цены на сельскохозяйственную продукцию;

сметные це­ны в строительстве;

тарифы на различные производствен­ные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги.

Закупочные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию. Это цены, по которым перерабатывающие предприятия и заготовители закупают сельскохозяйственную продукцию у сельскохозяйственных предприятий и фермеров в счет госзаказа и помимо его.

В отечественной практике хозяйствования широкое рас­пространение получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены разме­ров транспортных расходов используются различные виды цен «франко».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Большинство стран использует установленные правила ценообра­зова­ния, которые оформляются в виде законодательных актов, pегламентирующих порядок и методологию формирования цен. Формы госу­дарственного управления процессами ценообразования могут быть са­мыми различными: от прямого директивного установления цен или их предельного уровня до общественного осуждения производителей, за­вышающих цены. Однако общепризнанными считаются два основных метода государст­венного регулирования цен, к которым относятся прямое и косвенное регулирование.

Прямые методы регулирования используются в том случае, когда го­судар­ство в лице своих органов управления непосредственно воздейству­ет на порядок определения, структуру и уровень цен. Это касается порядка определения уровня затрат (калькулирование себестоимости), уточ­нения состава затрат соответствующими нормативными документами, определения расходов, воз­мещаемых из прибыли, установления норматива рентабельности на продук­цию предприятий - монополистов и т.д.

В самом общем виде прямое регулирование цен предполагает, во-пер­вых, установление минимальных цен; во-вторых, установление максимальных цен; в-третьих, установление ценового коридора (верхний пред­ел защищает потребителя продукции, а нижний – производителя, обес­печивая минималь­ный доход и не допускающий разорения).

Однако в станах с развитой рыночной экономикой наиболее широко рас­пространены косвенные методы управления це­нообразованием. Суть их состоит в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в ценообразующих процессах. К таким процессам, как правило, относятся, во-первых, принятие и совер­шенствование антимонопольного законодательства, во-вторых, государст­венные закупки на основе тен­деров, в-третьих, регулирование денежного оборота и кредита, в-четвертых, установление норм амортизации и учет­ной ставки, в-пятых, в стимулирование малого предпринимательства, в-шестых, обоснованная налоговая политика, в-седьмых, разгосударствле­ние и приватиза­ция, в-восьмых, политика госинвестиций, регулирование госрасходов, уменьшение дефицита государственного бюджета, в-девятых, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэконо­мичес­кой сбалансированности.

Следует заметить, что косвенное регулирование цен осуществляет­ся также через систему запре­тов. Например, запрет на горизонтальное фиксирование, т.е. запрет на соглашение двух и более конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности определенную долю на рынке данного товара, если такое соглашение может иметь своим результатом ограничение конкуренции, и др.

Кроме системы запретов косвенное регулирование может осущес­тв­ляться путем применения льготного налогообложения, субсидирова­ния и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитова­ния и страхования, через регулирование величины таможен­ных пошлин.

Основными принципами ценообразования в РБ являются:

• сочетание свободных и регулируемых цен;

• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

• установление регулируемых цен на уровне, обеспечи­вающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обос­нованных затрат и получение в условиях инфляции достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением (при необходимости) государственных дотаций и других мер госу­дарственной поддержки;

• государственный контроль за соблюдением действую­щего порядка ценообразования, регулирования цен, ведения норма­тивного хозяйства субъектами хозяйствования.

Методы государственного воздействия на процессы ценообразова­ния носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий, сло­жившихся в стране.

Прямое государственное регулиро­вание цен в Республике Беларусь осуществляется с применением сле­дующих методов:

установление фиксированных цен, которые используются только в исключительных случаях, когда государство намерено жестко управ­лять предложением и спросом на отдельные группы товаров (например, водка белая, табачные изделия);

установление предельных максимальных уровней цен, определяющих верхний предел изменения цены. При этом покупатель и про­давец могут договориться о приемлемом уровне цены, но не выше ус­тановленного предела. Максимальные предельные уровни цен уста­навливаются на основные виды сырья, материалов, продукцию перера­батывающей промышленности, потребительские товары;

установление предельных минимальных (защитных) цен, определяющих предел цены, ниже которого продавец (покупатель) не имеет права реализовывать (закупать) определенные товары (закупочные цены на основные виды продукции растениеводства и животноводства, основные виды высоколиквидной экспортной продукции);

установление предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;

установление предельных надбавок (наценок), скидок в розничной торговле;

установление определенных правил или условий определения и применения цен;

декларирование цен, т.е. регистрация в органах ценообразования предприятиями-монополистами предельных уровней цен (тарифов) на продукцию, включенную в Государственный реестр.

Решение о выборе конкретного метода регулирования цен прини­мают органы, осуществляющие регулирование цен исходя из государ­ственных интересов, отраслевых особенностей и финансового состоя­ния предприятий.

ПЕРЕЧЕНЬ товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь

Коммунальные услуги, оказываемые населению (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, пользование лифтом), услуги по техническому обслуживанию, пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда (по согласованию с Президентом Республики Беларусь)

Услуги по сопровождению (таможенному сопровождению, обязательному сопровождению) товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным и железнодорожным транспортом

Продукция (услуги) военного назначения, в том числе реализуемая (оказываемые) по государственному оборонному заказу

Риэлтерские услуги

Нотариальные услуги правового и технического характера, оказываемые частными нотариусами

Дополнительные платные услуги правового и технического характера государственных нотариальных контор