Взаимоотношения с коллегами.
От того, как вы относитесь к своим коллегам, в большей степени зависит, как вы справляетесь с работой. Помните, что здесь важен каждый человек, от рассыльного до высшего должностного лица, и ко всем следует относиться с уважением и тактом.
Хвалите людей за хорошо выполненную работу. Делать это следует сердечно и искренне.
Никогда не обсуждайте чью-то физическую красоту.
Не называйте «парень» или «девушка» тех людей, которые вышли из подросткового возраста. Так же неприемлемы обращения типа «милочка» или «дорогуша». Всех называйте по имени – отчеству.
Если вы имеете дело с западными партнёрами, то не обращайтесь к высшим руководителям словами «сэр» или «мэм». В этом случае уместно обращение Мистер, Миссис или Мисс – если вам не предложат что-либо другое.
Всегда сообщайте окружающим, как к вам следует обращаться. При этом учитывайте своё положение и взаимоотношения с коллегами.
Всегда здоровайтесь с коллегами и отвечайте на их приветствия. Одного раза в день вполне достаточно. Если вы спешите, проходя мимо них в коридоре, кивните и улыбнитесь.
Никогда никого не отчитывайте в чьём-либо присутствии: делайте это конфиденциально.
Уважайте личную неприкосновенность окружающих. Не подслушивайте чужие телефонные разговоры или беседы. Не читайте бумаг на чужом столе.
Ничего не ищите на чужом столе. Попросите секретаря поискать материал или дождитесь прихода хозяина.
Дурной тон – просить коллег «прикрыть» вас.
Вполне прилично вежливо попросить не шуметь или выйти из кабинета для конфиденциальной встречи, или дать понять, что вам надо работать и у вас нет времени на болтовню.
Если двое ссорятся – не вмешивайтесь.
Если вы вдруг вышли из себя – немедленно извинитесь.
Секретари в приёмной.
Секретарь в приёмной – первое лицо компании. Он – первый сотрудник, с которым встречаются посетители. О хороших манерах, принятых в компании, судят по поведению секретаря.
В приёмной должны поддерживаться порядок и чистота. Приёмная – не место для сборов, пустой болтовни и пересудов. Секретарю следует пресекать подобное поведение.
Секретарь многонациональной компании или секретарь, встречающийся с многочисленными зарубежными клиентами, должен уметь говорить не только на родном языке, но и на языках представителей иностранных фирм и преобладающего числа клиентов. В двуязычном государстве секретарь национальной компании должен владеть обоими языками без акцента.
Если вы секретарь в приёмной:
Будьте сердечны, вежливы, хорошо владейте речью. Приветствуйте людей с улыбкой и работайте профессионально.
На рабочем месте не ешьте, не жуйте жевательную резинку, не болтайте и не сплетничайте с коллегами.
Повесив трубку, не отпускайте замечаний типа «козёл», «дурак».
Вы хорошо должны быть информированы о делах компании и о функциях её сотрудников.
Произносите чётко и внятно название компании, независимо от того, сколько раз вам приходится это повторять.
Называйте людей по фамилии или имени-отчеству и поддерживайте атмосферу доброжелательности и уважения.
Если посетителю приходится ждать, будьте к нему внимательны.
Если вы работаете с секретарём:
Относитесь к нему с уважением.
Имейте в виду, что секретарь – жизненно необходимая персона для поддержания имиджа компании и её спокойной, отлаженной работы.
Секретари (личные).
С самого начала установите основные правила общения со своим секретарём. Обсудите, как вы будете обращаться друг к другу. Обговорите круг обязанностей; избегайте споров по поводу того, кто «готовит кофе».
Помните, что за пределами фирмы секретари и руководители социально равны. Считается дурным тоном в неофициальной обстановке разыгрывать служебные роли, а неофициальные отношения не должны влиять на деловые.
Если вы личный секретарь:
очень важно соблюдение конфиденциальности.
Если ваш шеф – неважный собеседник, будет хорошим тоном задать ему ряд специфических вопросов, которые позволят вам более успешно выполнить задание.
В правила этикета входит напомнить вашему шефу написать деловое поздравительное письмо.
Даже если вы зовёте друг друга по имени, согласно этикету в присутствии посетителей следует обращаться друг другу более официально.
Если у вас работает личный секретарь:
Не заводите дружбу с секретарём. Хотя частная жизнь должна оставаться частной, бывают, однако, моменты, когда вы, возможно, захотите проинформировать друг друга об изменениях в своей жизни (о разводе, болезни). Делайте это кратко и по-деловому (не делайте из секретаря жилетку, в которую можно плакать по любому поводу).
Никогда не просите секретаря говорить за вас неправду.
Обращайтесь со всеми секретарями как с профессионалами своего дела.
Обязательно хвалите за хорошую работу.
Прежде, чем сделать замечание, похвалите человека за то, за что его можно похвалить.
Дурной тон – просить секретаря выполнить личное поручение.
Вам следует ставить в известность вашего секретаря о том, где вы будете находиться в течение рабочего дня.
- Содержание
- I. Понятие делового общения. Общение и его человекотворческая роль. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
- Виды общения. Содержание и цели делового общения.
- Стратегический и технический уровень общения. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения.
- Понятие культуры делового общения. Общие правила эффективного делового общения.
- II. Основы психологии делового общения. Социально-психологическое пространство делового общения. Типы вступления в деловой контакт.
- Психология выслушивания собеседника и ведения деловой полемики.
- Барьеры в общении и их преодоление.
- Конфликты в деловом общении и пути их разрешения.
- Типы сигналов тела и их интерпретация.
- Упражнения.
- Этикет делового общения. Общие рекомендации по деловому этикету.
- Типичные этикетные ситуации.
- Основы служебного этикета.
- Взаимоотношения с коллегами.
- Этические нормы взаимоотношений руководителя и персонала.
- Этикет телефонного делового разговора и работы в интернете.
- IV. Основы делового протокола. Понятие делового протокола. Протокольные вопросы приёма делегаций.
- Протокольные аспекты ведения переговоров.
- Приёмы и их виды.
- Подготовка и проведение приёмов.
- Деловое письмо.
- V. Деловая беседа. Подготовка к деловой беседе.
- Постановка цели деловой встречи и обмен предметными позициями.
- Обмен предметными позициями и поиск взаимоприемлемого решения.
- Рекомендации по выработке согласованных решений.
- VI. Деловые переговоры.
- Основные функции переговоров.
- Типовые ситуации на переговорах.
- Анализ завершившихся деловых переговоров.
- Основные термины и понятия.