Рекомендации по выработке согласованных решений.
Процесс выработки согласованного решения включает в себя:
анализ предложенных вариантов решения по объективным критериям;
оценку последствия принятия конкретного варианта для обеих сторон;
обсуждение конкретных задач по реализации принятого варианта решения.
Критериями оценки принятия решения могут служить выполнимость, приемлемость, риск, затраты последствия. Обсуждение и принятие конкретного решения требует овладения навыком аргументированного показа преимуществ и возможных отрицательных последствий от принятия того или иного варианта решения и увязки их с реализацией значимых интересов партнера. Сформировать достаточную мотивацию для принятия решения – означает дать убедительный ответ на вопрос о том, что выигрывает и что может потерять каждая из сторон.
Достижение соглашения сторон требует адекватного реагирования на сомнение и возражение собеседника (см. Соснин В.А., Лунев П.П. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. – М.: «Академия», Институт психологии РАН, 1996. – Гл. II, § 1). Во-первых, необходимо показать партнеру, что он имеет право на любые сомнения и что постановка вопроса дает возможность вам глубже понять его интересы, выявить возможные препятствия на пути к соглашению. Во-вторых, признайте перед собеседником определенную долю риска при реализации предложения, но делайте акцент на его преимуществах и условиях, которые могут минимизировать этот риск.
Во избежание возникновения психологических барьеров в общении следует руководствоваться такими рекомендациями:
начинайте беседу с поиска общих интересов и через них выходите на «конкретику»;
постепенно повышайте сложность вопросов, поскольку решение даже самых простых из них создает положительную психологическую атмосферу;
выражения должны быть достаточно аргументированными и направленными на поиск компромисса, на дело, а не на личность. Поэтому не следует использовать выражения типа «При всем уважении к Вам».
не стремитесь к излишней рекламе своего предложения. Рекламирование предложения должно сопровождаться выслушиванием точки зрения партнера и обсуждением сути вашего продолжения;
не извиняйтесь при обращении к партнеру с просьбой во избежание уступчивой принизительной формы общения («приставка снизу»).
берите на себя ответственность, не ссылайтесь на других или на обстоятельства;
осуществляйте самоконтроль, когда начинаете чувствовать раздражение или нетерпеливость;
избегайте менторского тона, не забывайте о чувстве собственного достоинства вашего собеседника.
После принятия согласованных решений происходит перевод общей проблемы в конкретные задачи каждому участнику беседы. Итоги беседы обычно подводятся ее инициатором или тем из участников, кто хорошо владеет техникой резюмирования, в виде четких формулировок. Устанавливаются сроки и способы информирования друг друга о результатах намеченных действий, определяется время и место следующей встречи, если в ней есть необходимость. Уместно произнесение фраз о готовности выполнить в срок принятые на себя обязательства. Инициатор беседы благодарит участников встречи и желает эффективного сотрудничества в реализации принятых договоренностей.
Основным этапам беседы соответствуют следующие принципы ее проведения.
- Привлечь внимание собеседника (начало беседы).
- Пробудить в собеседнике заинтересованность (обмен информацией).
- Детально обосновать свои предложения. Устранить сомнения собеседника.
- Преобразовать интересы собеседника в решения и способы их реализации.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Каковы основные аспекты подготовки к деловой беседе? Дайте их характеристику. 2. Каковы оптимальные способы начала беседы? 3. Чем различаются деловая беседа с открытой и закрытой стратегиями? 4. Какие требования необходимо соблюдать в процессе первичного обмена информацией? 5. Какие этапы проходит процесс поиска взаимоприемлемого решения? Дайте коммуникативную характеристику этим этапам. 6. Каким рекомендациям необходимо следовать при выработке согласованных решений?
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Стратегия ведения беседы определяется на этапе: а) обмена предметными позициями; б) оценки выдвигаемых вариантов; в) постановки цели; г) изложения точек зрения на проблему. 2. На каком этапе поиска взаимоприемлемого решения допустимо отношение «ребенок-ребенок»: а) при обсуждении предложенных вариантов решения; б) при выдвижении предложений; в) при оценке предложений; г) при переводе принятого решения в конкретные задачи каждому участнику. 3. Какой из предлагаемых вариантов определения проблемы и постановки цели беседы является неудачным? Обоснуйте свой выбор (Соснин В.А., Лунин В.А. Как стать хозяином положения. – М. 1993. С. 71): а) «Я хочу предложить Вам, Петр Иванович, одно серьезное задание. Сначала я расскажу, в чем суть дела, а затем мы обсудим детали и возможные трудности на пути его реализации»; б) У меня есть идея. Я знаю, что у Вас в этой области намного больше опыта, но я буду очень признателен, если вы позволите обсудить эту идею с вами. Я понимаю, что над ней надо еще поработать»; в) «У меня есть идея, которая, как я думаю, будет полезна для нас обоих. Мне бы хотелось обсудить ее с Вами». 4. Признание определенной доли риска при реализации предложенного Вами варианта является: а) необходимым; б) допустимо в зависимости от ситуации; в) недопустимо ни при каких ситуациях, ибо не способствует реализации собственных интересов.
|
|
- Содержание
- I. Понятие делового общения. Общение и его человекотворческая роль. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
- Виды общения. Содержание и цели делового общения.
- Стратегический и технический уровень общения. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения.
- Понятие культуры делового общения. Общие правила эффективного делового общения.
- II. Основы психологии делового общения. Социально-психологическое пространство делового общения. Типы вступления в деловой контакт.
- Психология выслушивания собеседника и ведения деловой полемики.
- Барьеры в общении и их преодоление.
- Конфликты в деловом общении и пути их разрешения.
- Типы сигналов тела и их интерпретация.
- Упражнения.
- Этикет делового общения. Общие рекомендации по деловому этикету.
- Типичные этикетные ситуации.
- Основы служебного этикета.
- Взаимоотношения с коллегами.
- Этические нормы взаимоотношений руководителя и персонала.
- Этикет телефонного делового разговора и работы в интернете.
- IV. Основы делового протокола. Понятие делового протокола. Протокольные вопросы приёма делегаций.
- Протокольные аспекты ведения переговоров.
- Приёмы и их виды.
- Подготовка и проведение приёмов.
- Деловое письмо.
- V. Деловая беседа. Подготовка к деловой беседе.
- Постановка цели деловой встречи и обмен предметными позициями.
- Обмен предметными позициями и поиск взаимоприемлемого решения.
- Рекомендации по выработке согласованных решений.
- VI. Деловые переговоры.
- Основные функции переговоров.
- Типовые ситуации на переговорах.
- Анализ завершившихся деловых переговоров.
- Основные термины и понятия.