Основные термины и понятия.
Альтернативный– взаимоисключающий.
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний, от содержания духовной жизни человека в целом.
Аргумент– убедительный довод, веское обоснование.
Атрибут– неотъемлемое свойство, родовой признак, качество, определяющее сущность.
Аттракция – возникновение привлекательности одного человека для другого в процессе восприятия.
Аффект – относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание, сопровождающееся резкими движениями, криком, плачем.
Барьер психологический – психическое состояние или личностные качества субъекта, препятствующие эффективному общению.
Барьер смысловой – несовпадение смыслов высказываний у партнеров, препятствующее взаимопониманию.
Беседа деловая– речевое общение двух и более участников, главными целями которого являются обсуждение деловых проблем, координация усилий и контроль за ходом выполнения принятых решений.
Брифинг – встреча официальных лиц с журналистами, посвященная краткому изложению позиций организации по какому-либо вопросу.
Вербальный – относящийся к звуковой речи; к вербальным средствам общения относятся: способы организации и структурирования текста, лексика, риторические приемы.
Доминантный– имеющий преимущества, преобладающий.
Идентификация – в психологии – уподобление себя другому; предположение о внутреннем состоянии партнера на основе постановки себя на его место: взгляд на проблему с точки зрения партнера.
Имидж – сложившийся в сознании людей и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо.
Интерактивный аспект общения – тип взаимодействия партнеров в процессе общения и деятельности.
Коммуникативный аспект общения– обмен информацией между суъектами общения; характер этого обмена определяется типом отношений между субъектами.
Коммуникация– связь, общение, субъект-объектная связь.
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов взаимодействия.
Конфронтация– обострение отношений, противоборство сторон.
Мотив– то, что побуждает человека к деятельности и лежит в основе выбора действий и поступков.
Невербальные средства общения– жесты, мимика, позы, контакт глаз, тон, темп и интонация речи, пространственно-временная организация общения (дистанция и угол общения).
Общение – фундаментальная потребность человека, выражающая его социальную природу; процесс установления и развития контактов между людьми, в ходе которых формируются и проявляются отношения между людьми.
Общение деловое– процесс установления и развития контактов между людьми, вызванный потребностью в социально-значимой совместной деятельности и направленный на решение социально-политических и производственно-экономических проблем.
Официальная переписка– любое письмо или другая форма корреспонденции, направляемые любым официальным лицом в этом его качестве, от его имени и в силу занимаемого им поста.
Переговоры – это совместная с партнером деятельность, предполагающая отношения в системе «субъект-субъект» и направленная на разрешение некоторых общих проблем, стоящих перед договаривающимися сторонами.
Перцептивный аспект общения – восприятие внешних характеристик человека и его поведения.
Прием– деловая встреча в неофициальной обстановке с целью углубления и расширения контактов, получения нужной информации.
Протокол– важнейшие правила общения, принятые в деловых отношениях, основанные на принципе суверенного равенства сторон; они регламентируют порядок встреч и проводов, проведения переговоров, организации приемов, оформления деловой переписки.
Резюме – краткое изложение речи, статьи, подведения итогов.
Рефлексия – способность человека к познанию своего внутреннего состояния и его воздействия на партнера.
Стратегический уровень общения– личностные коммуникативные установки на определенный тип отношений в процессе общения.
Технический уровень общения– совокупность коммуникативных средств и приемов, используемых для достижения цели общения.
Трансактный анализ – направление психологии, включающее теорию эго-состояний, взаимодействие эго-состояний двух индивидов в процессе общения, анализ психологических игр и жизненного сценария.
Эго– состояние– способ существования Я – субъекта. Различают три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». «Родитель» руководствуется нормами, предписаниями, авторитетами; «Взрослый» - объективностью, рациональностью, вероятностной оценкой ситуации; «Ребенок» - эмоциями.
Эгоцентрический– рассматривающий ситуацию с позиции приоритета собственных интересов; неспособный признать право на существование другой точки зрения.
Эмпатия –способность человека эмоционально откликаться на переживания других людей.
Этикет– форма, манера поведения, правила вежливости, принятые в обществе.
Научный редактор профессор ЕРЕМИН Ю.В.
Составители: доцент ПАШКОВСКИЙ М.Б.
доцент САФРОНОВА Е.В.
доцент ЕВСЕЕВА Т.Г.
- Содержание
- I. Понятие делового общения. Общение и его человекотворческая роль. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
- Виды общения. Содержание и цели делового общения.
- Стратегический и технический уровень общения. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения.
- Понятие культуры делового общения. Общие правила эффективного делового общения.
- II. Основы психологии делового общения. Социально-психологическое пространство делового общения. Типы вступления в деловой контакт.
- Психология выслушивания собеседника и ведения деловой полемики.
- Барьеры в общении и их преодоление.
- Конфликты в деловом общении и пути их разрешения.
- Типы сигналов тела и их интерпретация.
- Упражнения.
- Этикет делового общения. Общие рекомендации по деловому этикету.
- Типичные этикетные ситуации.
- Основы служебного этикета.
- Взаимоотношения с коллегами.
- Этические нормы взаимоотношений руководителя и персонала.
- Этикет телефонного делового разговора и работы в интернете.
- IV. Основы делового протокола. Понятие делового протокола. Протокольные вопросы приёма делегаций.
- Протокольные аспекты ведения переговоров.
- Приёмы и их виды.
- Подготовка и проведение приёмов.
- Деловое письмо.
- V. Деловая беседа. Подготовка к деловой беседе.
- Постановка цели деловой встречи и обмен предметными позициями.
- Обмен предметными позициями и поиск взаимоприемлемого решения.
- Рекомендации по выработке согласованных решений.
- VI. Деловые переговоры.
- Основные функции переговоров.
- Типовые ситуации на переговорах.
- Анализ завершившихся деловых переговоров.
- Основные термины и понятия.