Барьеры в общении и их преодоление.
Даже при самых благоприятных условиях эффективному контакту между сотрудниками, руководителями и подчиненными часто мешают индивидуально-типологические особенности сторон.
Внешние данные, темперамент, характер, эмоциональные состояния могут создать барьер на пути установления контакта. Наличие такого барьера:
- увеличивает психологическую дистанцию между партнерами;
- снижает уровень взаимного самораскрытия и степень взаимного доверия;
- деформирует характер взаимодействия в общении.
Наиболее распространенным является барьер манеры общения.
Доминантный субъект общенияиспытывает потребность обратиться к какому-либо человеку, и его не слишком заботит уместность, целесообразность такого общения. Такой человек не считает для себя обязательным отвечать на вопросы, которые ему поставлены. Он всегда хочет сам оказывать влияние на других, овладеть инициативой и подавить активность партнера по общению. Эту его настроенность можно уловить на стадии оценки коммуникативной ситуации по осанке, мимике, жесту, взгляду и репликам. В общении он напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же.
Как организовать свое вхождение в коммуникативную ситуацию при наличии доминантных партнеров?
Во-первых, надо дать доминантному субъекту возможность выявить свою доминантность.
Во-вторых, спокойно держаться независимой точки зрения, не опровергая и не высмеивая «силовые приемы» партнера.
Недоминантный субъект общения– полная противоположность доминантному. Это человек, постоянно чувствующий себя просителем, боящийся лишний раз взять коммуникативную инициативу, задать вопрос, высказать точку зрения.
Недоминантный субъект общения очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнера. Он уступчив, легко теряется, не перебивает партнера, терпеливо сносит, когда перебивают его. Нерешителен в раскрытии своих знаний, часто позволяет сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте (затем, осознав это, впадает в отчаяние).
Вхождение в коммуникативную ситуацию с недоминантным субъектом требует стимулирования его, предоставления ему инициативы и возможности выразить себя.
Мобильный субъект общенияобладает легкой манерой переключения внимания, быстротой рефлексивной оценки. Он быстро и часто поверхностно рисует в своем сознании образ партнера по общению. Речь его тороплива, одна фраза легко сменяется другой. Он часто и непроизвольно оказывает своей мобильностью влияние на темп общения партнеров, часто перебивает, активно выражает свое отношение к тому, что говорите вы, вставляет в вашу речь реплики и замечания.
Стиль его высказываний неряшливый. Смысл речи для него важнее словесного «облачения». Продолжительное, монотонное общение с глубоким анализом сущности явлений для него невозможно. Он всегда стремится внести в общение разнообразие. Проститься с ним так же легко, как и разговориться: он невзыскателен в отношении форм и ритуалов свертывания общения.
Ригидный субъект общениявключается в коммуникативную деятельность не сразу. Ему требуется основательно изучить партнера, понять его коммуникативные намерения. Он слушает внимательно, говорит неспешно, мысль излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь, чтобы слово точнее передавало смысл. Он не любит, чтобы его перебивали, не терпит поспешности в изложении мыслей от других. Общение с таким человеком может изматывать тех, кто нетерпелив.
В общении со сверхмобильным партнером лучше всего сначала подстроиться под его темп, что на первых порах может снизить содержательность контакта, а затем постепенно замедлять частоту и скорость собственных реплик. Так вы «сделаете» партнера собранным в общении. Затем уже можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что осталось малопонятным и невыясненным. Если вы не проявите такой инициативы, общение не состоится, и каждый из вас унесет с собой чувство досады, неудовлетворенности общением. Если же партнер по общению ригиден, надо поставить перед собой коммуникативную задачу на долготерпение. Торопить такого партнера, раздражаться – значит расширять поле расхождений.
Экстравертный субъект общениярасположен к взаимодействию. Общение – это его стихия. Он почти всегда направлен на партнерство, независимо от того, легко или тяжело у него на душе, искренне уверен в своей способности понять любого человека, любознателен, и в первую очередь, в отношении людей, хочет быть полезным. Очень внимателен к окружающим и желает такого же внимания к себе. Чтобы привлечь к себе внимание, часто бывает эксцентричным в высказываниях, подхватывая модные новинки. Ему нравится высказывать симпатии партнеру по общению. Умеет говорить открыто и искренне. С таким партнером легко входить в коммуникативную ситуацию, т.к. часто он сам помогает вам в этом.
Интровертный субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек с непрочной внешнекоммуникативной установкой. Больше всего сосредоточен на аутообщении (диалог с самим собой), обидчив и застенчив. Он не склонен к общению на личные темы и имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «личных зон».
Вхождение в коммуникативную ситуацию с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно. Постоянный учет этих характеристик субъектов общения даст вам возможность сформировать у себя навыки понимания специфики личности и признания ее достоинств. Только в этом случае возникает условие для эффективного общения, решения коммуникативных задач.
- Содержание
- I. Понятие делового общения. Общение и его человекотворческая роль. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
- Виды общения. Содержание и цели делового общения.
- Стратегический и технический уровень общения. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения.
- Понятие культуры делового общения. Общие правила эффективного делового общения.
- II. Основы психологии делового общения. Социально-психологическое пространство делового общения. Типы вступления в деловой контакт.
- Психология выслушивания собеседника и ведения деловой полемики.
- Барьеры в общении и их преодоление.
- Конфликты в деловом общении и пути их разрешения.
- Типы сигналов тела и их интерпретация.
- Упражнения.
- Этикет делового общения. Общие рекомендации по деловому этикету.
- Типичные этикетные ситуации.
- Основы служебного этикета.
- Взаимоотношения с коллегами.
- Этические нормы взаимоотношений руководителя и персонала.
- Этикет телефонного делового разговора и работы в интернете.
- IV. Основы делового протокола. Понятие делового протокола. Протокольные вопросы приёма делегаций.
- Протокольные аспекты ведения переговоров.
- Приёмы и их виды.
- Подготовка и проведение приёмов.
- Деловое письмо.
- V. Деловая беседа. Подготовка к деловой беседе.
- Постановка цели деловой встречи и обмен предметными позициями.
- Обмен предметными позициями и поиск взаимоприемлемого решения.
- Рекомендации по выработке согласованных решений.
- VI. Деловые переговоры.
- Основные функции переговоров.
- Типовые ситуации на переговорах.
- Анализ завершившихся деловых переговоров.
- Основные термины и понятия.