Основные функции переговоров.
Принятие решений по интересующей стороны проблеме.
Информационная – обмен взглядами без принятия решений, которые считаются пока невыгодными или преждевременными.
Коммуникативная – связана с налаживанием новых связей и отношений.
Регулирующая – реализуется при необходимости внести изменения в существующие договорённости.
Контролирующая – имеет целью контроль за выполнением ранее принятых решений.
Координация действий – реализуется при наличии отлаженных отношений партнёров, обычно в тех случаях, когда переговоры ведутся по поводу достигнутых ранее совместных решений.
Деструктивная – преследует цель отвлечь внимание партнёра или заинтересовать самим фактом переговоров с ним третье, более выгодное лицо.
Рекламная – направлена на демонстрацию взглядов, убеждений, идей (в переговорах по внешнеполитическим или социальным вопросам) или товаров и услуг.
Маскирующая – предполагает не разрешение проблемы, а затушёвывание её, стремление загнать внутрь, уйти от принятия мер.
Умиротворяющая – нацелена на примирение враждующих сторон.
На характер переговоров оказывают влияние многие факторы – предметная область, уровень переговорного процесса, количество сторон, механизм принятия решения, являются ли переговоры разовыми или ведутся на постоянной основе, международными или внутренними.
Важнейшим фактором, определяющим характер переговоров, является их цель.
Классификация переговоров в зависимости от цели.
Переговоры, направленные на продолжение уже существующих соглашений, продление достигнутых ранее договорённостей (тарифных соглашений, о поставках и т.п.).
Переговоры с целью нормализации отношений (улаживание конфликта между двумя фирмами, возникшего по поводу распределения рынков сбыта продукции и др.).
Переговоры с целью достижения перераспределительного соглашения (увеличение процента прибыли одной из сторон, снижение её издержек и т.д.).
Переговоры с целью достижения нового соглашения; направлены на установление новых отношений и обязательств между участвующими в них сторонами, в частности с новыми партнёрами.
Переговоры, предполагающие достижение косвенных результатов, которые не отражаются в соглашениях (если таковые вообще достигнуты): устранение конфликтов, выявление точек зрения партнёров, оказание влияния на общественное мнение.
Поскольку цели переговоров отличаются, по-разному строится и взаимодействие сторон. Переговоры можно различать по тому, в рамках каких отношений – конфликта или сотрудничества – они ведутся. В первом случае речь идёт об урегулировании кризисных ситуаций, во втором – о переговорах для совместной деятельности.
Переговоры в ситуации конфликта значительно сложнее. Иногда необходимо прибегать к услугам посредников, использованию неофициальных каналов и т.п. С этой точки зрения можно выделить следующие типы переговоров:
Мягкие – один из участников стремится избежать конфликта, ради достижения соглашения с готовностью идёт на уступки. Однако дело часто кончается тем, что он чувствует себя ущемлённым и обиженным.
Жёсткие – одна из сторон рассматривает переговоры как состязание, в котором упорно стоящий на своём участник получает больше. Он хочет победить, но часто вызывает такую же жёсткую ответную реакцию, окончательно портит отношения.
Принципиальные – ориентированы на решение проблем по существу.
- Содержание
- I. Понятие делового общения. Общение и его человекотворческая роль. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
- Виды общения. Содержание и цели делового общения.
- Стратегический и технический уровень общения. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения.
- Понятие культуры делового общения. Общие правила эффективного делового общения.
- II. Основы психологии делового общения. Социально-психологическое пространство делового общения. Типы вступления в деловой контакт.
- Психология выслушивания собеседника и ведения деловой полемики.
- Барьеры в общении и их преодоление.
- Конфликты в деловом общении и пути их разрешения.
- Типы сигналов тела и их интерпретация.
- Упражнения.
- Этикет делового общения. Общие рекомендации по деловому этикету.
- Типичные этикетные ситуации.
- Основы служебного этикета.
- Взаимоотношения с коллегами.
- Этические нормы взаимоотношений руководителя и персонала.
- Этикет телефонного делового разговора и работы в интернете.
- IV. Основы делового протокола. Понятие делового протокола. Протокольные вопросы приёма делегаций.
- Протокольные аспекты ведения переговоров.
- Приёмы и их виды.
- Подготовка и проведение приёмов.
- Деловое письмо.
- V. Деловая беседа. Подготовка к деловой беседе.
- Постановка цели деловой встречи и обмен предметными позициями.
- Обмен предметными позициями и поиск взаимоприемлемого решения.
- Рекомендации по выработке согласованных решений.
- VI. Деловые переговоры.
- Основные функции переговоров.
- Типовые ситуации на переговорах.
- Анализ завершившихся деловых переговоров.
- Основные термины и понятия.