Упражнения.
Упражнение 1. «Избирательное внимание». (Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 2001)
Цель: тренировка управления вниманием.
Выполнение:
1. Несколько человек одновременно громко читают разные по содержанию тексты.
2. Тренируемый пытается выделить из общего потока информацию от одного из читающих и заполнить ее содержание.
3. Проводится проверка правильности запоминания текста и разбор приемов, которые использовал тренируемый.
4. Если были допущены ошибки, то необходимо указать причины их возникновения.
Примечание: тренинг можно повторить несколько раз, меняя тексты и участников, но затрачивая не более 5 минут на каждого тренируемого.
Упражнение 2. «Суждение о деловом поведении».
В ситуациях, когда мы оцениваем действия других, или когда один противопоставляет себя другому, все зависит от того, какие слова сказаны и какие невербальные средства использованы.
Описание поведения: что можно и чего нельзя.
Можно | Нельзя |
1. Действовать на основе установки «Я – хороший, ты – хороший». | 1. Считать, что другие – «не хорошие». |
2. Описывать то, что другой человек действительно делает. Пример: «Ты перебивал клиента» | 2. Комментировать то, каким этот человек является в вашем воображении. Пример: «Ты был груб с клиентом». |
3. Употреблять наречия, описывая отдельные действия. Пример: «Он громко разговаривал на совещании». | 3. Употреблять прилагательные как ярлыки. Пример: «Он вообще слишком говорливый». |
4. Описывать именно то, что имело место. Пример: «Когда мы не приходим к согласию относительно подхода к решению проблемы, она так и останется неразрешенной». | 4. Использовать для описания происходящего осуждающие ярлыки. Пример: «Не могу поверить, что ты можешь быть таким упрямым». |
Цель: выработать навыки описательного поведения.
Инструкция: используя в качестве модели вышеприведенные критерии, измените высказывания так, чтобы в них не было «ярлыков» и чтобы они представляли собой объективное описание того, что имело место в действительности.
1. «Сергей, ты слишком навязчив»
. . . . . . . . . . . . . . .
2. «Александр, твои торговые агенты, все хотят быть в центре внимания».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. «Ивен, ты становишься упрямым».
. . . . . . . . . . . . . . . .
4. «Владимир, ты грубиян».
. . . . . . . . . . . .
-
Содержание
- Содержание
- I. Понятие делового общения. Общение и его человекотворческая роль. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
- Виды общения. Содержание и цели делового общения.
- Стратегический и технический уровень общения. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения.
- Понятие культуры делового общения. Общие правила эффективного делового общения.
- II. Основы психологии делового общения. Социально-психологическое пространство делового общения. Типы вступления в деловой контакт.
- Психология выслушивания собеседника и ведения деловой полемики.
- Барьеры в общении и их преодоление.
- Конфликты в деловом общении и пути их разрешения.
- Типы сигналов тела и их интерпретация.
- Упражнения.
- Этикет делового общения. Общие рекомендации по деловому этикету.
- Типичные этикетные ситуации.
- Основы служебного этикета.
- Взаимоотношения с коллегами.
- Этические нормы взаимоотношений руководителя и персонала.
- Этикет телефонного делового разговора и работы в интернете.
- IV. Основы делового протокола. Понятие делового протокола. Протокольные вопросы приёма делегаций.
- Протокольные аспекты ведения переговоров.
- Приёмы и их виды.
- Подготовка и проведение приёмов.
- Деловое письмо.
- V. Деловая беседа. Подготовка к деловой беседе.
- Постановка цели деловой встречи и обмен предметными позициями.
- Обмен предметными позициями и поиск взаимоприемлемого решения.
- Рекомендации по выработке согласованных решений.
- VI. Деловые переговоры.
- Основные функции переговоров.
- Типовые ситуации на переговорах.
- Анализ завершившихся деловых переговоров.
- Основные термины и понятия.