logo search
сем 4_лекция соц

3.1. Вербальные средства обшения

Все средства общения делятся на две большие группы:

вербальные (словесные)

• и невербальные.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному - отношение к партнёру по общению.

Итак, вербальная коммуникация, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации:

• коммуникатор в процессе разговора кодирует информацию;

• реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Американским исследователем Г. Лассуэллом предложена простейшая модель речевого коммуникативного процесса, включающая пять элементов:

1.Кто передаёт сообщение? - Коммуникатор.

2.Что передаётся? - Текст сообщения.

З. Как осуществляется передача? - Канал.

4. Кому направлено сообщение? - Аудитория.

5. С каким эффектом? - Эффективность.

Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи формации. Язык - это система словесных знаков, средство, с помощью которого люди общаются между собой. Таким образом, речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Речь и язык неразрывно связаны друг с другом.

Речь - главное приобретение человечества, делающее доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно. Речь воздействует на высшие психические процессы: структуру восприятия, память и определяет избирательность внимания. Процесс восприятия напрямую поставлен с названием, тем самым предопределяется обратное влияние слова на последующее восприятие. В качестве примера влияния речи на память можно привести следующий: обозначение в разных языках цветка, именуемого в русском языке «подснежником». Происхождение этого слова в русском языке связано с появлением цветка из-под снега, в немецком — слово «Schneeglockchen» (снежный колокольчик) и в английском - «snowdrop» (снежная капля) указывает на его форму, французское «perce-niege» (просверливающий снег) ассоциируется с движением. Как показали специальные исследования, каждое слово в памяти закономерно связано с ассоциациями.

Речь различают внешнюю и внутреннюю. Основной признак внешней речи — ее доступность слуху, зрению других людей. В зависимости от того употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различай устную и письменную речь. В свою очередь устная речь может быть монологической и диалогической.

При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная речь обращена к отсутствующему на момент написания читателю, в связи, с чем отсутствие непосредственного контакта создает трудности в построении письменной речи. Пишущий человек лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, же» ты), поэтому письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Требованиями к письменной речи являются развернутость, связность, понятность и полнота. В отличие от устной речи, письменная речь допускает дл» тельную и тщательную обработку словесных выражений мыслей. В устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет.

Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. К ней предъявляется меньше требований к связности и развернутости высказываний, чем к монологической или письменной речи. Здесь не нужна специальная подготовка. Важное требование к собеседнику при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания партнер до конца, понимать его возражения и отвечать на них, а не на собственные мысли.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерна монологической речи - ярко выраженная направленность ее к слушателю с целью достигнуть необходимого воздействия, передать ему знания, убедить чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер требует связного и логического изложения мыслей, а, следовательно предварительной подготовки и планирования. Важно также умений устанавливать контакт с аудиторией.

Внутренняя речь — это внутренний беззвучный речевой процесс, недоступный восприятию других людей. Таким образом, данный вид речи не может быть средством общения. Внутренняя речь служит для осуществления процесса мышления. Она очень сокращена, свернута, и объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К развернутой внутренней речи прибегают в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, возникающие при объяснении другому человеку понятной для себя мысли, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи к развернутой внешней речи, которая бала бы понятна для других.

Речь человека вообще можно охарактеризовать по содержанию, выразительности и форме. Поэтому следует рассмотреть также такое понятие риторика. Риторика в переводе с греческого - теория красноречия. Деловая риторика ориентирована на правильное обращение со словом и является инструментом коммуникационного общения. Красноречие — важнейший признак современной профессиональной пригодности, особенно для руководителя и искусству говорить - надо учиться. Прежде всего, следует освоить основные принципы речевого воздействия:

- доступность, которая предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта;

- ассоциативность, т.е. вызов сопереживания и соразмышления. Это достигается; обращением к эмоциональной, рациональной памяти слушающих (ссылки на прецеденты, привлечением стихов, музыки, живописи);

- сенсорность. Данный принцип предусматривает широкое использование цвета, света, звука, рисунков, моделей в коммуникационном общении. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и процесс ее освоения : в ней активней;

- экспрессивность, которая предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Такая изнутри идущая раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче;

- интенсивность, характеризующая темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. При этом надо ориентироваться на темперамент людей, т.к. разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного.

Эти принципы коммуникационного общения обретают наибольшую выразительность при умелом использовании риторического инструмента.

Наша речь содержит не только информацию, которую мы сообщаем. Она оказывает и о нас самих, об эмоциональном состоянии, интеллекте, уроне культуры, социальном происхождении и т. д. Человек, обладающий языковой компетенцией, будет чувствовать себя уверенно в любом обществе, это способствует его профессиональному росту, поэтому важно уметь говорить, обладать культурой речи.

Культура речиэто знание и практические навыки, соответствия реформам правописания, словоупотребления и построения, когда содержание адекватно пониманию и цели информации при общении.

Основными коммуникативными качествами культурной речи являются хорошо поставленный голос, сбалансированный темп речи, выразительность, и т.д.

Обычно торопливость, вызванная робостью оратора, создает впечатление что выступающий «отделывается». Слишком быстрая речь может расцениваться как безразличие к собеседнику. Вялая и медленная речь вызывает безразличие и ослабление восприятия у аудитории. Очень важно правильно употреблять слова, соблюдать, чтобы речь соответствовала литературно-языковым правилам, критериям грамотности правописания, произношения, построения. Нужно обратить внимание на то, что обилие слов-паразитов («так сказать», «значит», «ну» и т. д.) отталкивающе действует на слушателей, и речь засоряется ими особенно часто, когда лектор волнуется. Мало добавляют информации и основательно перегружают речь речевые штампы. Это лексически неполноценные слова и выражения, которые справедливо называют «затасканные, избитые выражения». Не следует думать, что слож¬ность и наукообразность речи способствуют ее пониманию и завоеванию авторитета лектора у слушателей. Язык выступления должен быть простым и Г доступным. Уместность, краткость, точность, образность и поэтичность — все это характеризует качество и культуру речи.