2.2 Основы построения взаимоотношений с людьми
Общение между людьми состоит из наших поступков и ответных реакций на них со стороны других людей. Мы не можем с точностью предсказать, как другой человек поведет в тех или иных обстоятельствах или как он будет реагировать на то или иное событие. Однако, поняв мотивы поведения окружающих, направление их мыслей, причины их поступков, мы более эффективно сможем осуществлять общение. А если вы в общих чертах представляете, как будет вести себя человек, с которым вы общаетесь, то вам будет гораздо легче предвидеть его ответную реакцию.
Учитывая, что каждый из нас обладает определенными качествами, чертами характера, также имеет значение возраст, пол, образование, политические пристрастия, экономический статус, степень нашей мобильности, мы можем представить, какие факторы заставляют каждого из нас действовать пре определенных обстоятельствах тем или иным образом. И главным здесь является стереотип поведения. Стереотипность появление человеческой натуры базируется на четырех фундаментальных факторов человеческого поведения: восприятия, мотивация, эмоциях и опыте, приобретенном в процессе жизни.
Восприятие- процесс приема из внешнего мира и переработки человеком различной информации, основанный на её интерпретации с помощью наших органов чувств. Запрещается восприятие формирование образа. И вот именно благодаря этому процессу у всех нас возникает множество проблем в общении друг с другом. Наше собственное представление о каких-то вещах может не совпадать с представлениями других людей об этих же самых вещах. Это может существенно повлиять на наши взаимоотношения. Восприятие того, что происходит вокруг, в огромной степени зависит также от системы ценностей каждого конкретного человека. Одна и та же вещь в системе ценностей одного означает одно, в системе ценностей другого человека – совсем иное. Таким образом, каждый из нас исходит из своей системы ценностей, которая является уникальной и оказывает решающее воздействие на формирование наших представлений. Разумеется, полностью избежать неправильного восприятие и истолкования фактов невозможно. И все же, если вы будете тщательно планировать и точно осуществлять все, вами задуманное, в процессе общения, то ошибки могут быть сведены к минимуму.
Для восприятия одного человека другим большое значение имеют: физический облик; оформление внешности; функционально-динамические особенности (мимика, жесты, поза). Эти параметры для разных возрастов имеют различное значение. Например, для взрослых людей значимыми являются функционально-динамические особенности человека, для подростков – физический облик, а для детей – оформление внешности.
Существуют следующие виды восприятия:
• эффект приписывания. Суть его заключается в том, что мы склонны приписывать человеку определенные черты и качества, которые присущи знакомым нам людям. В таких случаях при встрече с незнакомым человеком, похожим на кого-то из знакомых, мы склонны наделять его теми же качествами, которые есть у этого знакомого;
• эффект «ореола». Проявляется в ситуациях, когда новый знакомый произвел на нас хорошее впечатление, тогда в дальнейшем мы будим стараться так же хорошо к нему относиться и наделять его положительными чертами. Если же первое впечатление оказалось не благоприятным, то в будущим понадобиться много усилий для того, чтобы переубедить себя в том, что человек достоин симпатии и уважения;
• эффект проекции. Возникает тогда, когда мы наделяем другого человека чертами, присущим нам самим. Так, некоторые руководители выбирают себе любимчиков из-за сходства с ним самим в поведении, в образе мыслей или из-за того, что он чем-то напоминает руководителю себя в молодости;
• эффект первичности. Это первое впечатление о человеке. Согласно исследованием первое впечатление оказывается на 90% неверным, но для большинства людей оно имеет большое значение, и они к нему постоянно возвращаются. Поэтому умение произвести благоприятное первое впечатление столь значимо в сфере делового общения.
• эффект новизны. Является по сути противоположным эффекту первичности. Благодаря этому эффекту формируется мнение о человеке на основе последних полученных данных. В ряде случаев мы действительно начинаем хорошо думать о человеке только лишь потому, что его последние действия были положительными.
Ошибки восприятия бывают:
• ошибки поспешного вывода. Такая ошибка возникает в результате недостатка информации о воспринимаемом человеке.
• ошибка субъективности. Суть данной ошибки заключается в том , что человек не сознавая собственного психологического состояния, доверяет тому, что реально видит и слышит в данный момент, не подозревая, что его зрение и слух настроены определенным образом.
• ошибка ситуативности. Проявляется в случае, когда при восприятии другого человека мы не учитываем ситуацию, в которой это происходит. На самом деле мы воспринимаем и самого человека, и ситуацию, в которой оказались.
• ошибка ложной простоты. В некоторых случаях люди воспринимают друг друга слишком просто, не учитывая некоторых особенностей мышления или поведения.
Эмоции - это определенное состояние сознания, когда чувства и переживания доминируют над рациональным мышлением и волей. Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных проявлений: мимики, пантомимики, тона голоса, ряда вегетативных явлений (изменения частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или побледнения, изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения). Иногда происходят биохимических изменений в организме (выделения надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови, появления в моче белка и т. д.). Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их изучению, хотя и не всегда может вскрыть содержание переживаемого чувства.
Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации (любое условие, блокирующее достижение желаемой цели) или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
Настроение - эмоциональное «хроническое» состояние, окрашивающее все поведение человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.
Чувство - высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
Страсть - сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. Страсти, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Они - реакция не только на события свершившиеся, но и вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то страсти смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки.
И, наконец, стресс. Этот вид эмоций имеет большое значение в жизни человека, так как это такое состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.
В условиях дефицита информации, необходимой для организации действий, возникают отрицательные эмоции. Самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определяется как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Информированность способствует преодолению страха.
Удовольствие, радость, счастье - положительные эмоции. Удовольствие обычно возникает как результат уже происходящего действия, в то время как радость чаще связана с ожиданием удовольствия при растущей вероятности удовлетворения какой-либо потребности. Эмоция удовольствия присуща и животным, а радость и счастье возникают только в ситуации человеческих межличностных отношений. Самая мощная положительная эмоция - счастье. Человек обычно стремится выбрать для себя по возможности такую деятельность, которая дала бы ему, достижимый при данных обстоятельствах, максимум счастья в том смысле, как он его понимает.
Мотивация представляет собой глубинные причины, которые побуждают нас действовать определенным образом. Эти причины могут быть двух порядков. Первичные мотивы продиктованы необходимостью существования и выживания (инстинкт самосохранения, избегание боли, холода или жажды). Мотивы второго порядка продиктованы социальными потребностями и стремлением достичь успеха (здоровье, одобрение со стороны других, приобретение вещей, потребность в информации, удовольствия и развлечения).
Мотивы продиктованы потребностями, которые могут возникнуть под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, и опираются на побуждения и стимулы, которые подталкивают нас к действиям. И все это складывается в отлаженный механизм под названием «мотивация», которую можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Под внутренними причинами или мотивами выступают психологические свойства субъекта поведения (потребности, цели, намерения, желания, интересы); под внешними - внешние условия и обстоятельства его деятельности (стимулы, исходящие из сложившейся ситуации). Соответственно аналогами внутренней и внешней детерминации поведения являются диспозиционная и ситуационная мотивации.
Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным. Установлено, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. Поэтому сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией.
Потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Это состояние нужды человека или животного в условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность есть у всех живых существ, и их количество и качество зависит от Уровня организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (общение, взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов (мотивов, потребностей, целей).
Гибкость мотивационной сферы характеризуется процессом, когда дл: удовлетворения мотивационного побуждения более высокого уровня может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей больше низкого уровня.
Наконец, иерархизированность - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Одни мотивы сильнее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Известный американский психолог Абрахам Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации, предложив следующую классификацию человеческих потребностей:
1.Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и др.
2.Потребности в безопасности - чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
3.Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
4.Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение признание, авторитет, достижение успехов.
5.Познавательные потребности - знать, уметь, понимать, исследовать.
6.Эстетические потребности - гармония, симметрия, порядок, красота
7.Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Второй после потребности по своему мотивационному значению является цель.
Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу поведения, осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике, представить ставить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель.
Кроме мотивов, потребностей и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения, которые выполняют не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.
Определяющими факторами, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются не только потребности, но личностные ценности человека: материальные и духовные.
Опыт, полученный в процессе обучения и в течение всей жизни, записывается в наш банк памяти и служит основой для создания системы ценностей сшей, возникновения убеждений, формирования поведения и т. д. Именно я опыт лежит в основе того, что какая-то несущественная мелочь может вызвать у вас целый комплекс эмоций и повлиять на ваше настроение и отношение к человеку.
- Социально-экономические и правовые основы профессиональной деятельности
- 4 Семестр
- Иркутск
- Лекция I. Деловое общение
- 1.1. Основные понятия, термины и определения
- 1.2. Характеристика и содержание общения
- 1.3. Управление деловым общением
- Лекция 2. Личность в деловом общении
- 2.1. Психологический портрет личности
- 2.2 Основы построения взаимоотношений с людьми
- 2.3. Основы поведения людей
- Лекция 3. Средства общения
- 3.1. Вербальные средства обшения
- 3.2. Невербальные средства общения
- 3.3. Манипуляция в поведении человека
- 3.4. Причины, виды и методы разрешения конфликтов
- 3.5. Этнические нормы и принципы делового общения
- Лекция 4. Особенности форм делового общения
- 4.1. Особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
- 4.2. Формы группового делового общения
- Совещания
- Конференции
- Выставки и презентации
- 4.3. Особенности и правила телефонного общения
- 4.4. Деловая переписка
- Лекция 5. Имидж делового человека
- Лекция 6. Основные правила этикета в деловом обществе
- 6.1. Знакомство и представление
- 6.2. Этикетные правила и формы приветствия
- 6.3. Рукопожатие как форма приветствия