logo
сем 4_лекция соц

1.2. Характеристика и содержание общения

В отечественной психологии структура общения характеризуется тремя взаимосвязанными сторонами: коммуникативной, интерактивной, персептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене между общающимися индивидами информацией и накопленным запасом знаний. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и прочее. Если все это рассматривать как информацию, тогда процесс коммуникации - это активный способ передачи информации, а также ее формирование, развитие и уточнение. Обмен информацией возможен лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. «все должны говорить на одном языке».

Каждый участник коммуникативного процесса - это активный субъект, который предполагает активность и в своем партнере. Поэтому при общении происходит не простое «движение информации», а как минимум активный обмен ею. Необходимо отметить, что данная сторона общения предполагает также психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный (принадлежность участников общения к различным социальным группам) или психологический характер (индивидуальные психологические особенности общающихся).

Выделяют три формы барьеров общения:

• барьеры непонимания: фонетический, стилистический, семантический и логический барьеры;

• барьеры социально-культурного различия;

• барьеры отношений (например, личная неприязнь).

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Интерактивная сторона общения по своей сущности - это психологическое воздействие, проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой. Целью или результатом этого проникновения является изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояния). Однако на пути подобных воздействий стоит психологическая защита - своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социального окружения от нежелательных.

При интерактивном взаимодействии партнеров различают:

- сотрудничество - общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;

- противоборство - общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей;

- уклонение от взаимодействия - партнеры стараются избегать активного сотрудничества;

- однонаправленное содействие - один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;

- контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему;

- компромиссное взаимодействие - оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению, т.е. процесс познания их индивидуальных свойств и качеств, и установления на этой основе взаимодействия. В процессе общения должно присутствовать не только понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, но также их принятие и разделение, что позволяет устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в дружбе, симпатии, любви. Иными словами обязательной составной частью общения является процесс восприятия одним человеком другого, в результате которого формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках и культуре. К основным способам восприятия относятся:

• идентификация (от лат. identifico - отождествление, уподобление) - это способ познания внутреннего состояния другого человека, который строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению;

• стереотипизация — это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы;

• эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку, в результате правильного представления себе, что происходит в его душе;

• аттракция (привлечение) — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимноличностного отношения;

•рефлексия (от лат. reflixio - обращение назад) — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

• каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

На восприятие людьми друг друга влияет такие психологических эффекты, как эффект ореола и эффект стереотипизации.

• Эффект ореола проявляется в том, что информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на созданный ранее образ. Этот образ исполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по взаимодействию.

• Эффект стереотипизации определяет форму поведения и интерпретацию ее причин путем отнесения к социальным стереотипам. Стереотипы,

формирующиеся на основе дефицита информации и опыта, могут иметь как истинный смысл, так и быть ошибочными.

Восприятие — процесс контролируемый, его можно изменять при помощи волевых усилий и каждый человек может активно влиять на восприятие партнера. Управление восприятием партнера происходит с помощью самоподачи. Сигналы, получаемые при восприятии поведения собеседника, становятся основанием для коррекции последующих действий и высказываний.

Таким образом, коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны в их единстве определяют содержание делового общения, его формы и роль в жизнедеятельности людей. Умение вести себя является одним из важнейших факторов, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги заметил, что успехи человека в его финансовых делах далее в технической сфере только на 15% зависят от его профессиональных знаний и на 85% — от его умения общаться с людьми.