1.3. Управление деловым общением
Управление общением — это многообразные формы и методы управления взаимодействием людей. В процессе делового общения происходит восприятие людьми каких-то сведений, настроений, распространение или пресечение слухов, поддержка или развенчание источника информации. Вполне понятно, что все деловые люди должны владеть техникой живого контакта, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а также уметь обращаться со словом. Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника. Поэтому профессионал, должен уметь:
• формулировать цели и задачи общения;
• организовывать общение;
• разбирать жалобы и заявления;
• владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;
• вести переговоры, управлять деловым совещанием;
• предупреждать конфликты и разрешать их;
• доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;
• осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением.
Существуют такие социально-психологические методы управления общением как заражение, внушение, подражание, убеждение, принуждение.
• Заражение — это бессознательное, стихийное принятие личностного определенного психологического состояния. Примером заражения могут служить аплодисменты на выступлении популярного актера или «боление»
на стадионах во время спортивных состязаний. Кроме того, лидеры (формальные или неформальные) любого коллектива представляют собой модельусиления определенного настроя, который может возникнуть в группе.
• Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к нему, отсутствия сопротивления внушающему воздействию. Эф
фект внушения зависит от возраста: дети лучше поддаются внушению, чем взрослые. Более внушаемы утомленные, ослабленные физически люди.
• Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.
• Убеждение — это целенаправленное, ненасильственное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого. Убеждение подразумевает уверенность в правоте своей позиции, истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков.
• Принуждение — насильственный метод воздействия на людей, предполагающий стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. Принуждение подразумевает использование угрозы наказания или иного воздействия.
Выбор метода воздействия на людей определяется характером, содержанием и ситуацией общения, а также общественным или служебным положением и личностными качествами субъектов общения.
Метод убеждения воздействует на обыденное человеческое сознание, в результате чего образуется понимание. Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения. Например, мода и слухи.
Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения. Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации (эффект образа), а при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.
В основе принуждения по сравнению с предыдущими методами - лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.
В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов. Найти свой стиль в общении с людьми - важное условие успеха. На выбор стиля общения влияют: состав аудитории (культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные, качества); содержание и характер материала выступления; объективная самооценка выступающего своих личностно-деловых качеств, его научная компетенция в тех проблемах, с которыми он вышел к людям.
Существуют несколько стилей делового общения:
• менторский — поучительный, назидательный;
• одухотворяющий — возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества;
• конфронтационный — вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться;
• информационный - ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-то знаний.
Следует стремиться всячески, освободиться от менторского стиля, остерегаться появления ноток поучающего общения. Современные люди сдержанно относятся к информационному общению. Они хотят обмена мыслями, утверждения себя в научном понимании реальных факторов, выработки собственных убеждений. Не случайно сейчас популярно одухотворяющее общение. В его процессе люди проникаются достоинствами интеллектуального общения, у них актуализируется потребность в совершенствовании своего духовного мира. Конфронтационное общение в ряде случаев дидактически необходимо. Бывают пассивные аудитории или темы выступления, которые не вызывают у людей по самым разным причинам живого интереса. Конфронтационная манера общения используется для активизации внимания людей, втягивая их в обсуждение проблемы. Она наиболее располагает к возникновению дискуссий, к противоборству различных точек зрения.
Управление общением включает в себя адекватную реакцию на ситуацию, верную оценку собеседника, а также его интересов, личностных качеств, уязвимости, формирование у него положительного восприятия собственной личности.
- Социально-экономические и правовые основы профессиональной деятельности
- 4 Семестр
- Иркутск
- Лекция I. Деловое общение
- 1.1. Основные понятия, термины и определения
- 1.2. Характеристика и содержание общения
- 1.3. Управление деловым общением
- Лекция 2. Личность в деловом общении
- 2.1. Психологический портрет личности
- 2.2 Основы построения взаимоотношений с людьми
- 2.3. Основы поведения людей
- Лекция 3. Средства общения
- 3.1. Вербальные средства обшения
- 3.2. Невербальные средства общения
- 3.3. Манипуляция в поведении человека
- 3.4. Причины, виды и методы разрешения конфликтов
- 3.5. Этнические нормы и принципы делового общения
- Лекция 4. Особенности форм делового общения
- 4.1. Особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
- 4.2. Формы группового делового общения
- Совещания
- Конференции
- Выставки и презентации
- 4.3. Особенности и правила телефонного общения
- 4.4. Деловая переписка
- Лекция 5. Имидж делового человека
- Лекция 6. Основные правила этикета в деловом обществе
- 6.1. Знакомство и представление
- 6.2. Этикетные правила и формы приветствия
- 6.3. Рукопожатие как форма приветствия