1.1. Основные понятия, термины и определения
Практически большинство профессиональных функций предполагают взаимодействие с другими людьми - коллегами, подчиненными, руководителями. При этом используются различные средства общения, которые должны быть понятны собеседнику, и истолкованы им именно так, как он того хочет. Существует система общепринятых для каждого общества норм, правил, определяющие степень этичности, нравственности поведения в общении. От знания этих норм, умения и навыков в их применении зависит успех общения, будь это важная деловая встреча либо простое приветствие.
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения и т.д.
Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил во взаимоотношении. Овладение этикетом способно помочь преуспеть в деле и наоборот, пренебрежение им вполне может разрушить карьеру.
Этикет - (от французского etiquette- ярлык, церемониал, норма обхождения) - это искусство общения, совокупность правил поведения человека (обращения, приветствия, манеры, поведение в общественных местах, одежда и др.), также это совокупность специальных приемов и черт поведения в общении людей, с помощью чего проявляются и поддерживаются статусы общающихся.
Под этикетом подразумевается система норм, их правильное сочетание, правила построения устных сообщений и письменных текстов, формы регулирования общения.
Согласно определению в кратком психологическом словаре: «общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека».
На практике часто путают или отождествляют два понятия «общение» и «отношение». Эти два понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.
Главным средством общения является язык. Язык - это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.
Знак - это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения, и используется для приобретения, хранения и переработки и передачи информации. Так слово «дерево» - это знак. Все знаки языка, например, русского образуют систему знаков: слова «береза», «осина», «сосна» и т. д., которые объединены общим представлением о лесе.
То общее содержание, которое вписывается в данный знак, называется его значением. В значении знака воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать.
Усваивая значения знаков и способы их организации для передачи сообщений, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становиться средством общения, средством установления взаимоотношений для тех, кто им владеет. В то же время он становиться средством изоляции для тех, кто его не знает.
Когда общение формализовано, в словах и поступках людей наиболее важным является их общепринятое значение. Для того чтобы обеспечить точность в фиксации этих значений, в своей профессиональной деятельности существует этикет делового общения.
Этикет делового общения подразумевает уважительное и учтивое отношение к людям; определенные формы знакомства, обращения и приветствия, правила ведения разговора, беседы и переговоров и т. д.
Психология и этика делового общения - это отраслевая психологическая наука, обеспечивающая эффективное деловое общение на разных уровнях социальной и хозяйственной жизни.
Деловой этикет включает в себя следующие правила:
нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу членами коллектива (горизонтальные);
наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
При взаимодействии деловых партнеров, процесс общении включает в себя следующие этапы:
- установка контакта (знакомство, понимание другого человека);
- ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего;
- обсуждение интересующей проблемы;
- решение проблемы;
- завершение контакта (выход из него).
Различают несколько видов общения:
по содержанию:
- материальное (обмен продуктами и предметами);
- когнитивное (обмен знаниями);
-кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
- мотивационное (обмен побуждениями, целями, действиями, умениями, навыками);
по средствам общения:
• непосредственное (прямой контакт);
• опосредованное (обмен информацией осуществляется через других людей, средства записи и воспроизведения информации);
• прямое;
• косвенное;
• вербальное (словесное);
• невербальное (поза, жест, мимика, походка, интонация, громкость, тембр, темп; пауза, вдох, смех, рукопожатие, поцелуй, похлопывание, ориентировка в пространстве, дистанция и др.);
по видам общения:
• деловое;
• личностное;
• инструментальное;
• целевое.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.
Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае - потребности в общении.
- Социально-экономические и правовые основы профессиональной деятельности
- 4 Семестр
- Иркутск
- Лекция I. Деловое общение
- 1.1. Основные понятия, термины и определения
- 1.2. Характеристика и содержание общения
- 1.3. Управление деловым общением
- Лекция 2. Личность в деловом общении
- 2.1. Психологический портрет личности
- 2.2 Основы построения взаимоотношений с людьми
- 2.3. Основы поведения людей
- Лекция 3. Средства общения
- 3.1. Вербальные средства обшения
- 3.2. Невербальные средства общения
- 3.3. Манипуляция в поведении человека
- 3.4. Причины, виды и методы разрешения конфликтов
- 3.5. Этнические нормы и принципы делового общения
- Лекция 4. Особенности форм делового общения
- 4.1. Особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
- 4.2. Формы группового делового общения
- Совещания
- Конференции
- Выставки и презентации
- 4.3. Особенности и правила телефонного общения
- 4.4. Деловая переписка
- Лекция 5. Имидж делового человека
- Лекция 6. Основные правила этикета в деловом обществе
- 6.1. Знакомство и представление
- 6.2. Этикетные правила и формы приветствия
- 6.3. Рукопожатие как форма приветствия