logo search
ИСУ

Характеристика различных методов в ису.

Метод исследования систем управления - способ получения информации (снятия неопределенности в знаниях) об объекте управления, его характеристиках, возможном их изменении при изменении условий или состояния объекта исследования (системы управления).

Основой анализа может быть признанаабстракция. Методы анализа могут иметь различную степень формализации, позволяют использовать разнообразные модели.

Основой синтеза является системное объединение частей в целое - конкретное знание. Формальные методы синтеза отсутствуют. Синтез - полностью эвристическая, творческая процедура. Для активизации мыслительного потенциала индивидуумов в процессе синтеза могут разрабатываться специальные процедуры (мозговые атаки и т.п.).

Диалектический спиралеобразный характер познания предопределяет повышенную значимость двух методов исследования: исторического и логического.

Исторический метод как составная часть диалектического познания, связан с описанием и исследованием развития объектов и их свойств в хронологическом порядке. В различных отраслях деятельности исторический метод получил свое специфическое развитие. Так в теории прогнозирования он получил название «ретроспективного анализа (ретроспекции)», а в бухгалтерском учете и финансовом анализе - «горизонтального анализа».

Логический метод применим для анализа как хронологической (исторической) последовательности состояний, так и связей объекта и(или) процесса. Логический метод тоже имеет ряд специальных вариантов применяемых в различных областях деятельности. Так, в бухгалтерском учете и финансовом анализе известен «вертикальный анализ», а в кибернетике - теория цифровых автоматов и др.

Основными логическими формами мышления считают: суждение, понятие, умозаключение.

Суждение - мысль, отрицающую или утверждающую что-либо, наличие (или отсутствие) какого-либо свойства у исследуемого предмета. В каждом суждении имеет место связь единичного и всеобщего, различий и тождества, необходимого и случайного и др.

Понятие позволяет выделить всеобщее и существенное в предмете. Понятия тоже находятся в диалектическом движении:

  1. возникают новые понятия, отражающие предметы, явления, которые стали актуальны;

  2. известные понятия уточняют, возрастает их уровень абстракции. При этом «понятия» могут переходить в разряд «категорий» данной науки. Крупные научные открытия сопровождаются либо появление новых понятий, либо кардинальным пересмотром известных научных категорий.

Умозаключение - процесс выведения одних суждений (заключений) из других (посылок) или определенную систему суждений. Оно (умозаключение) отражает способность абстрактного теоретического мышления вырабатывать новые знания на базе известных. Поэтому умозаключения являются теоретической основой интеллектуальных систем управления. Важность их возрастает в связи с переходом к информационному обществу.

В наиболее полной классификации систем управления выделяют:

  1. Аналитические методы- методы, в которых ряд свойств многомерной и многосвязной системы (или какой-либо ее части) отображается в п-мерном пространстве одной единственной точкой, совершающей какое-либо движение. Поведение точек и их взаимодействие описывается аналитическими закономерностями. Основное достоинство аналитических методов в их объективности, независимости от личных оценок и предубеждений. Основной недостаток в том, что они основаны на прошлом опыте и не учитывают меняющиеся условия.

  2. Статистические методы.В тех случаях, когда не удается представить систему с помощью детерминированных категорий, можно применить отображение ее с помощью случайных событий, процессов, которые описываются соответствующими вероятностными характеристиками и статистическими закономерностями. Статистическое отображение системы можно представить в виде размытой точки вn-мерном пространстве, в которую переводит систему функцияf(x). Размытую точку следует понимать как некоторую область, характеризующую движение системы, при этом границы области заданы с некоторой вероятностью и движение точки определяется некоторой случайной функцией.

  3. Теорегико-множественные методыбазируются на понятиях: множество, элементы множества и отношения на множествах. Множества могут задаваться двумя способами: перечислением элементов: {al,a2, an} и названием характеристического свойства {А}. В основе теоретико-множественных преобразований лежит переход от одного способа задания множества к другому.

  4. Логические методыпереводят реальную систему и отношения в ней на язык одной из алгебр логики. Алгебра логики оперирует такими понятиями, как высказывание, рассуждение, логические операции и т.д.

  5. Графические методы, в которых для исследования используются наглядные изображения объекта. К графическим методам также относятся возникшие на основе графиков теории, т.е. все, что позволяет наглядно представить процессы, происходящие в системах, и облегчить таким образом их анализ.

  6. Методы, направленные на активизацию использования опыта и интуиции специалистов:

6.1. Метод мозговой атакиметод систематической тренировки творческого мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления.

6.2. Метод сценариев- метод декомпозиции задачи исследования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (т.е. сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития.

6.3. Метод «Дельфи»предполагает полный отказ от коллективных обсуждений. В нем прямые дебаты заменены тщательно разработанной программой последовательных индивидуальных

опросов, проводимых обычно в форме анкетирования.

6.4. Метод дерева целейориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого- то периода времени мало изменялась бы при неизбежных изменениях в любой развивающейся системе.

6.5.Морфологические методы, идеей которых является систематически находить все возможные варианты решения проблемы или реализации системы путем комбинирования

выделенных элементов или их признаков.

6.6. Метод экспертных оценок.Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности базируется на предположении о том, что неизвестная характеристика исследуемого явления есть случайная величина, отражением закона распределения которой служит индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом истинное значение характеристик - внутри диапазона оценок, получаемых от группы экспертов.

6.7. Метод организованных стратегий, в основе которого лежит принцип самоуправления личности при выборе новых стратегий решения творческой задачи, принцип отстранения, т.е. рассмотрение объекта, предмета, процесса всякий раз с неожиданно новой точки зрения.