Моделирование как подход к исследованию систем управления.
Модели являются одним из видов теоретических знаний. Известно большое число видов моделей и методов моделирования. Одним из видов моделей являются статистические модели. При наличии количественных и(или) статистических данных становится возможным проведение моделирования и(или) статистических исследований систем управления.
Статистические исследования могут быть как самостоятельными, так и проводиться в комплексе, дополняться эвристическими, логическими исследованиями.
Моделирование в процессе исследований позволяет:
исследовать механизм явлений;
установить предельно допустимые (экстремальные) значения параметров объекта;
снизить затраты и обеспечить безопасность исследований;
ускорить и сократить затраты на диагностику, разработку вариантов доработки (улучшения) опытных образцов при их проектировании и испытаниях (сопровождающее моделирование).
Модель - упрощенное представление объекта, используемое для прогнозирования возможных состояний объекта в будущем и(или) путей их достижения.
Модели бывают: предметные, знаковые, математические. Математические модели бываю двух видов: аналитические, имитационные. По физическим принципам реализации модели делятся на математические, полунатурные, натурные.
Моделирование может рассматриваться как технологический процесс преобразования полученной на основании прошлой деятельности (ретроспективной) количественной информации об объекте (системе управления) и рыночной среде в оценку:
вероятности желаемого результата деятельности объекта прогнозирования или планирования в будущем. При этом модели являются основным инструментом прогнозирования и планирования (предшествующие исследования);
данные о причинах отклонений и риска (контроль и диагностика проблем) в работе систем управления;
преимуществ одного варианта системы управления по отношению к другому (сравнительные исследования).
Термин «статистика» связывают с латинским словом «status», которое переводится как «положение», «состояние явления». Частостатистикой называют совокупность цифровых показателей, характеризующих различные стороны внешней среды, объектов, процессов, систем управления различными объектами.
Статистика изучает количественную сторону явлений, объектов и систем управления в неразрывной связи с качественной стороной/18,21/. Статистика является пассивным методом получения научных знаний и исследования. Статистика является важным инструментом контроля, диагностики, сравнения, прогнозирования и планирования систем управления.
Статистические данные используют пассивно при мониторинге и активно при обосновании управленческих решений. Статистика может рассматриваться и как самостоятельный метод исследования систем управления, их соответствия среде и объекту управления, и как источник обеспечения необходимыми данными процессов моделирования.
Использование статистических данных позволяет проводить все виды исследований систем управления: контроль и диагностику проблем; сравнительные и прогнозные исследования систем управления.
Изучаемые статистикой объекты могут иметь массовый характер, но иметь отличительные особенности.
Статистические данные получают и используют при исследовании систем управления:
1) государством, территорией, отраслью народного хозяйства, организацией. Такие данные об объектах социальной и финансово-хозяйственной деятельности периодически (как правило один раз в квартал, полугодие, год) на основе закона собирает государственный орган (Госкомстат). Эти данные обрабатывают и используют для контроля, диагностики причин социальных и финансово-хозяйственных процессов в народном хозяйстве, а также при прогнозировании, планировании и подготовке, принятии решений по управлению на уровне государства;
2) субъекта финансово-хозяйственной деятельности (холдинг, финансово-промышленная группа, организация), его подразделения могут собирать статистические данные по отдельным видам деятельности, товарным производством, продажам на отдельных территориях и др. Сбором статистической информации в организациях занимаются служба Главного бухгалтера (финансовый, налоговый, управленческий бухгалтерский учет), а также функциональные подразделения. Например, служба маркетинга может собирать данные по продажам конкретных товаров, входящих в реализационную корзину, на определенных территориях, через конкретные сбытовые сети, магазины и др.
На различных стадиях статистического исследования применяют присущие этой науке приемы и способы исследования, которые в своей совокупности образуют статистическую методологию. Элементами статистической методологии являются:
различные формы и виды массового наблюдения;
группировки;
применение обобщающих и аналитических показателей;
построение балансов и т.п.
В отечественной школе и статистической методологии используют системный, исторический, диалектический подход.
Полученные в результате регистрации и учета данные подвергают затем обработке, представлению в удобной для восприятия форме, анализу. При системном анализе статистических данных большое внимание уделяют исследованию содержания процесса, его влиянию на конечный результат его элементов, рассматриваемых в их взаимной связи.
При статистических исследованиях большое внимание уделяют установлению причинно-следственных связей как между объектом и внешней средой, так и между элементами объекта исследования.
В статистическом исследовании систем управления можно выделить этапы:
статистическое наблюдение, регистрация, учет объективных первичных данных, как правило, с использованием специальных учетных форм;
предварительная систематизация и фильтрация недостоверных данных, шума, дезинформации. При систематизации данных проводится их проверка, группировка по определенным признакам, подсчет групповых и общих итогов. Результат этого этапа - совокупность взаимосвязанных цифровых характеристик исследуемого процесса управления;
свободная обработка и представление данных в виде, удобном для восприятия исследователем и анализа;
анализ. В процессе выполнения этого этапа рассчитывают различные показатели, проектируют и заполняют таблицы. Основу этого этапа составляет выяснение сути происходящих процессов, взаимосвязей различных их элементов, специфики отношений и др. При этом фактически проводят контроль и диагностику проблем;
представление результатов анализа, исследований в форме, удобной для восприятия конкретным потребителем, пользователем. Это имеет важное значение для эффективного использования результатов статистических исследований. Форма представления результатов таких исследований должна со-: ответствовать профессиональной и психофизической специфике потребителей информации, лиц, принимающих решения. Статистические данные должны иметь наглядное представление в виде гистограмм, графиков, таблиц и др.;
в зависимости от целей и результатов наблюдений данные статистических исследований могут:
приниматься к сведению (при нормальном состоянии исследуемого процесса);
должны инициировать принятие решений о проведении дальнейших исследований и разработке рекомендаций (если причины явлений или их последствия не совсем ясны и требуют дальнейших исследований);
быть основой принятия конкретных управленческих решений в достаточно ясных ситуациях, требующих вмешательства определенного менеджера.
Объективно усложнение систем управления и необходимость контролировать социальные и экономическое процессы на всех уровнях иерархии порождают тенденцию роста объема собираемых статистических данных.
Наблюдается тенденция повышения активной роли статистических исследований в процессе управления и совершенствования систем управления. Одним из свидетельств этого может быть бурное развитие на уровне организаций методов бухгалтерского управленческого учета.
Автоматизация процессов статистических исследований является важным элементом методологии, планирования и проведения исследований. Это объясняется необходимостью оперировать в процессе таких исследований огромными массивами данных. Автоматизация позволяет сократить время обработки данных и создает предпосылки для более эффективного использования информации в процессах социального и экономического управления, своевременного решения назревающих проблем. При этом важна автоматизация всех без исключения этапов исследований.
- Понятие исследования и основные его этапы
- 3.Системный подход к исследованию систем управления.
- Классификация систем управления.
- Классификация исследований систем управления.
- 7. Теория планирования экспериментов.
- Информационная основа исследования систем управления.
- Теоретические основы экспериментальных исследований систем управления.
- Системный анализ в исследовании систем управления.
- Логический аппарат исследования систем управления.
- Характеристика различных методов в ису.
- Оценка безопасности при исследовании систем управления.
- Характеристика систем управления: открытая, закрытая, жесткая, полуоткрытая.
- Предприятие как первичная система управления экономикой - самоорганизующаяся, саморазвивающаяся и самонастраивающаяся система.
- Характеристика факторов внешней среды управления экономическими системами.
- Методы системного анализа и моделирования в управлении (экспертная аналитика, целевое и организационное структурирование.)
- Основы и принципы системотехники.
- Моделирование как подход к исследованию систем управления.
- Диалектический подход к исследованию.
- 22. Приемы научного исследования: анализ и синтез; абстрагирование и идеализация; индукция, дедукция и аналогия.
- 23.Гипотеза и ее роль в исследовании.
- Внешняя и Внутренняя среда организации.
- Математические методы параметрических прогнозных исследований.
- Характеристика исследовательских моделей.
- Функционально-логические прогнозные исследования систем управления.
- Метод прогнозного исследования.
- Имитационные модели. Метод Монте-Карло.
- Факторный анализ систем управления.
- Экспертные методы исследования систем управления.
- Метод «мозговой атаки».
- Метод экспертных оценок.
- 34, Синектика, как метод исследования систем управления
- Метод «Дельфи».
- Метод «сценариев».
- Метод swot-анализа.
- Метод «дерева целей».
- Эксперимент как частный метод исследования.
- Факторное планирование экспериментов.
- Анализ данных при исследовании систем управления.
- 42.Наблюдение как частный метод исследования.
- Тесты, социально-экономические эксперименты.
- Исследование целеполагания и критериев управления.
- 45.Опрос как частный метод исследования.
- 46.Анкетирование как письменная форма опроса.
- 47.Интервью как устная форма опроса.
- Классификация как метод исследования.
- 52. Диагностика систем управления.
- Процесс принятия управленческого решения и управления организацией.
- 55, Бизнес-план исследования.