Характеристика факторов внешней среды управления экономическими системами.
Средой и ее элементами также можно управлять. Среда может быть естественной и искусственной; экономической, политической, правовой и т.п. Внешняя среда организации включает такие элементы, как природные и климатически условия потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, от которых зависит организация.
Совокупность факторов внешней среды характеризуется следующими особенностями:
сложность, как число факторов, на которые организация вынуждена реагировать;
взаимосвязь, как сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы;
подвижность, как скорость, с которой происходят изменения в окружении организации;
неопределенность, как функция количества информации, которой располагает организация (или физическое лицо) по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в этой информации.
Один из способов анализа окружающей среды и ее влияния на организацию состоит в разделении всех факторов среды на две части: прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействий оказывают непосредственное влияние на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
В соответствии с кибернетическим подходом в среде прямого воздействия можно выделить две группы факторов:
входные - поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, законы и государственные органы;
выходные - дилеры, брокеры, средства рекламы, потребители, конкуренты.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые не могут оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них. Речь идет о таких факторах, как геополитические, политические факторы, состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Все факторы должны подвергаться тщательному исследованию при анализе данных по объекту менеджмента и рассматриваться с точки зрения степени их влияния на эффективность решения, риск, ответственность.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого исследователи оценивают и контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для ОПС.
Организации как системы открытого типа всегда зависимы от внешней среды, которая характеризуется:
Взаимосвязанностью факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Сложностью:число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию.
Подвижностью:относительная скорость изменения среды.
Неопределённостью: относительное количество информации о среде и уверенность в её точности.
К факторам внешней среды относятся:
Демографические- численность и плотность населения, структура населения, миграционные и урбанизационные процессы . (пример: снижение рождаемости может привести к снижению потребления детских товаров, увеличению свободного времени у молодых людей).
Экономические- уровень и качество жизни населения, уровень инфляции, пошлины, тарифы, квоты.
Природные- климат и рельеф местности, охрана окружающей среды, источники энергии, сырьё.
Научно-технические- новые технологии, материалы вещества, информационные технологии, безопасность как качество изделий, государственный контроль за качеством и безопасностью товаров.
Политические- внешние торгово-экономические отношения, льготное налогообложение.
Культурные- отношение к культурным ценностям, развитость потребностей, в том числе потребности в здоровом образе жизни.
К факторам среды непосредственного окружения относятся:
способность поставщиков диктовать свои условия;
угроза появления новых конкурентов;
угроза появления товаров-заменителей;
способность покупателей диктовать свои условия;
соперничество между конкурентами внутри отрасли.
При анализе среды важно учитывать и контактные аудитории - любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации или оказывают влияние на её способность достигать поставленной цели.
- Понятие исследования и основные его этапы
- 3.Системный подход к исследованию систем управления.
- Классификация систем управления.
- Классификация исследований систем управления.
- 7. Теория планирования экспериментов.
- Информационная основа исследования систем управления.
- Теоретические основы экспериментальных исследований систем управления.
- Системный анализ в исследовании систем управления.
- Логический аппарат исследования систем управления.
- Характеристика различных методов в ису.
- Оценка безопасности при исследовании систем управления.
- Характеристика систем управления: открытая, закрытая, жесткая, полуоткрытая.
- Предприятие как первичная система управления экономикой - самоорганизующаяся, саморазвивающаяся и самонастраивающаяся система.
- Характеристика факторов внешней среды управления экономическими системами.
- Методы системного анализа и моделирования в управлении (экспертная аналитика, целевое и организационное структурирование.)
- Основы и принципы системотехники.
- Моделирование как подход к исследованию систем управления.
- Диалектический подход к исследованию.
- 22. Приемы научного исследования: анализ и синтез; абстрагирование и идеализация; индукция, дедукция и аналогия.
- 23.Гипотеза и ее роль в исследовании.
- Внешняя и Внутренняя среда организации.
- Математические методы параметрических прогнозных исследований.
- Характеристика исследовательских моделей.
- Функционально-логические прогнозные исследования систем управления.
- Метод прогнозного исследования.
- Имитационные модели. Метод Монте-Карло.
- Факторный анализ систем управления.
- Экспертные методы исследования систем управления.
- Метод «мозговой атаки».
- Метод экспертных оценок.
- 34, Синектика, как метод исследования систем управления
- Метод «Дельфи».
- Метод «сценариев».
- Метод swot-анализа.
- Метод «дерева целей».
- Эксперимент как частный метод исследования.
- Факторное планирование экспериментов.
- Анализ данных при исследовании систем управления.
- 42.Наблюдение как частный метод исследования.
- Тесты, социально-экономические эксперименты.
- Исследование целеполагания и критериев управления.
- 45.Опрос как частный метод исследования.
- 46.Анкетирование как письменная форма опроса.
- 47.Интервью как устная форма опроса.
- Классификация как метод исследования.
- 52. Диагностика систем управления.
- Процесс принятия управленческого решения и управления организацией.
- 55, Бизнес-план исследования.