Процесс принятия управленческого решения и управления организацией.
В курсах менеджмента "принятию решений'1 уделяется особое внимание, ибо без этого нет управления. Поэтому эта функция была включена в оба аспекта управления качеством, о которых говорится в стандарте ИСО 8402: общее руководство и оперативное управление качеством. Принятие стратегических решений отнесено к общему руководству качеством (quality management), a оперативных - к оперативному управлению качеством (quality control).
В науке управления рассматриваются различные виды, модели и методы принятия решений, а само решение понимается как выбор альтернативы. Однако решение - это, по-видимому, не только выбор альтернативы, но и принятие оптимального варианта между альтернативами, нахождение приемлемого компромисса.
По характеру решения могут быть интуитивные, т.е. без гарантий, парадигматичные, основанные на суждениях с учетом прошлого положительного опыта, и оптимальные, основанные на данных науки.
Интуитивные решения принимаются на основе ощущений, которые не подкреплены анализом всех фактов и основывается на ощущении правильности решения, доверии астрологам, советах "прорицателей" и т.п. Научное предвидение свойственно ученым и специалистам, которые обладают знанием предмета и практическим опытом.
Решения, основанные на суждениях с учетом прошлого опыта, принимаются с использованием знания результатов аналогичных, ранее принятых решений в сходных ситуациях. Изучение набора предыдущих решений и их последствий в различных ситуациях, распространенное в университетах США, дает возможность даже молодым' специалистам прогнозировать наиболее вероятный результат предполагаемого решения. Но принимая решения только на основе прошлого опыта, можно упустить новые перспективные направления, что приведет к застою в развитии предприятия. Поэтому, не умаляя роли прошлого опыта, наиболее приемлемыми в повседневной практике представляются оптимальные решения. Такие решения оправдывают себя в новых ситуациях и предполагают несколько предварительных этапов.
1. Диагностика проблемы.
2. Формулировка ограничений и критериев.
3. Определение и оценка альтернатив.
4. Выбор альтернативы или оптимального решения.
Диагностика проблемы включает в себя выявление симптомов, по которым проблема определяется в общем виде.
Формулировка ограничений и критериев нужна для того, чтобы определить те рамки, в которых может быть принято реальное решение.
Определение альтернатив требуется для ограничения вариантов возможных реальных решений, в том числе не должна исключаться возможность отсрочки принятия решения для сбора дополнительной необходимой информации.
Оценка альтернатив - есть сопоставления вариантов возможных решений.
Из моделей и методов принятия решений наиболее актуальными при управлении качеством представляются следующие:
- Теория игр, которая позволяет учесть возможные действия конкурентов;
- Модель управления запасами, позволяющая свести к минимуму издержки от их накопления и при этом обеспечить бесперебойное снабжение;
- Платежная матрица, с помощью которой можно выбрать лучшую стратегию в области качества, определив ожидаемые значения объемов продаж для каждой из рассматриваемых стратегий;
- Дерево решений, которое также позволяет выбрать наилучшее направление деятельности путем оценки и сравнения ожидаемых значений критериев для каждого направления;
После принятия решения важно установить обратную связь для оценки последствий и, при! необходимости, - для корректировки принятого решения.
Так же, как и разработка мероприятий, принятие решений требует учета всех факторов] качества, чтобы решение было результативным. Иначе говоря, нужно учитывать не только технические, но и организационные и, в особенности, человеческие факторы.
Решения обычно принимаются при утверждении мероприятий, подготовленных в виде* различных документов, в которых обязательно должны быть предусмотрены необходимые ресурсы к) контроль за выполнением мероприятий.
- Понятие исследования и основные его этапы
- 3.Системный подход к исследованию систем управления.
- Классификация систем управления.
- Классификация исследований систем управления.
- 7. Теория планирования экспериментов.
- Информационная основа исследования систем управления.
- Теоретические основы экспериментальных исследований систем управления.
- Системный анализ в исследовании систем управления.
- Логический аппарат исследования систем управления.
- Характеристика различных методов в ису.
- Оценка безопасности при исследовании систем управления.
- Характеристика систем управления: открытая, закрытая, жесткая, полуоткрытая.
- Предприятие как первичная система управления экономикой - самоорганизующаяся, саморазвивающаяся и самонастраивающаяся система.
- Характеристика факторов внешней среды управления экономическими системами.
- Методы системного анализа и моделирования в управлении (экспертная аналитика, целевое и организационное структурирование.)
- Основы и принципы системотехники.
- Моделирование как подход к исследованию систем управления.
- Диалектический подход к исследованию.
- 22. Приемы научного исследования: анализ и синтез; абстрагирование и идеализация; индукция, дедукция и аналогия.
- 23.Гипотеза и ее роль в исследовании.
- Внешняя и Внутренняя среда организации.
- Математические методы параметрических прогнозных исследований.
- Характеристика исследовательских моделей.
- Функционально-логические прогнозные исследования систем управления.
- Метод прогнозного исследования.
- Имитационные модели. Метод Монте-Карло.
- Факторный анализ систем управления.
- Экспертные методы исследования систем управления.
- Метод «мозговой атаки».
- Метод экспертных оценок.
- 34, Синектика, как метод исследования систем управления
- Метод «Дельфи».
- Метод «сценариев».
- Метод swot-анализа.
- Метод «дерева целей».
- Эксперимент как частный метод исследования.
- Факторное планирование экспериментов.
- Анализ данных при исследовании систем управления.
- 42.Наблюдение как частный метод исследования.
- Тесты, социально-экономические эксперименты.
- Исследование целеполагания и критериев управления.
- 45.Опрос как частный метод исследования.
- 46.Анкетирование как письменная форма опроса.
- 47.Интервью как устная форма опроса.
- Классификация как метод исследования.
- 52. Диагностика систем управления.
- Процесс принятия управленческого решения и управления организацией.
- 55, Бизнес-план исследования.