Типы сигналов тела и их интерпретация.
Язык тела – это форма и любые движения тела или его части, с помощью которых посылаются сигналы о внутреннем состоянии человека.
Различают следующие типы сигналов тела.
Поза – положение, которое принимает человек, и движения, которые изменяют это положение. Например, перемещение центра тяжести тела путем смены опорной ноги.
Мимика – все изменения на лице человека, включая и психосоматические процессы, например, побледнение, покраснение кожи.
Жестикуляция – все действия рук и многие другие действия. Например, открывание двери ногой, манипуляция с очками, прикосновения.
Интонация – все явления, связанные с голосом и не требующие концентрации внимания на содержании сказанного, звуки несловесного содержания, мелодичность речи, ее громкость, темп и ритмика. К звукам несловесного содержания относятся, например, вздохи, стоны, пощелкивание языком.
Формы (типы) лица – прямоугольное - при ширине лба, лишь немного уступающей ширине подбородка; треугольное – высокий и широкий лоб в сочетании с малым и слегка выдвинутым вперед подбородком; трапециевидное – широкий лоб и слегка суженый подбородок; квадратное и круглое.
В данной главе будут проанализированы сигналы 1-3 типов. Для ознакомления с сигналами последнего типа и их истолкованием см.: А. Дюрвиль, Г. Дюрвиль. Физиогномика. – М.: ИЦА, 1997.
Существуют общие правила интерпретации сигналов тела:
- Невербальные сигналы многообразны и их можно толковать только в контексте конкретной ситуации общения.
- При одновременном использовании вербального и невербального языков интерпретация невербального сигнала требует учета словесного содержания: язык слов и язык тела взаимозависимы.
- Не одиночному сигналу, а только их совокупности можно дать адекватное истолкование.
- Интерпретация невербальных сигналов требует учета культурной принадлежности, социального и служебного статусов человека.
- Существуют общие сигналы, используемые и трактуемые одинаково в данной культурной традиции.
- Язык тела человека всегда персонифицирован.
- Интенсивность и очевидность некоторых жестов снижается с возрастом.
- Эффективное использование невербальных сигналов требует развития наблюдательности, запоминания собственных телодвижений и соответствующих им внутренних ощущений.
Дальнейшее изложение темы будет базироваться в основном на результатах исследования языка телодвижений в рамках западно-европейской традиции.
Тип рукопожатия, его интенсивность и продолжительность несут в себе значительную информацию. Так, слишком короткое и вялое рукопожатие очень сухой ладонью может свидетельствовать о безразличии. Длительное рукопожатие слишком влажной ладонью говорит о волнении. Продолжительное рукопожатие в сочетании с улыбкой, теплым взглядом свидетельствует о дружественном отношении.
Различные развороты ладони также придают рукопожатию разные значения. Когда рука одного человека, захватывая руку другого, разворачивает последнюю вниз – это свидетельствует о стремлении первого партнера доминировать в общении. Такой тип рукопожатия называется властным. Когда же вы, протягивая руку, разворачиваете ее вниз, - это покорное рукопожатие с вашей стороны. Его используют в ситуации, когда надо позволить партнеру чувствовать себя хозяином положения.
Рукопожатие, при котором ладони партнеров остаются в вертикальном положении, свидетельствует о взаимоуважении. Пожатие прямой, несогнутой рукой свидетельствует о намерениях сохранить дистанцию в общении и подчеркнуть неравенство. Рукопожатие только кончиками пальцев также свидетельствует о намерении держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии. Как и предыдущий тип рукопожатия, он является признаком неуважения. Пожатие обеими руками, когда левая рука кладется на руку, локоть или плечо партнера выражает искренность и теплые чувства. При этом, чем выше кладется рука, тем глубже чувства партнера. Такой жест называется «перчаткой» и применяется хорошо знакомыми людьми.
Рукопожатие всегда сопровождается системой сигналов, которые несут поза, жесты и мимика.
В практике делового общения выделяются несколько основных жестов и поз, отражающих различное внутреннее состояние собеседников, эмоциональные реакции, степень уверенности в себе, раскованность или зажатость, осторожность или порывистость. В позах и жестах проявляется социальное положение человека, усвоенные им культурные нормы.
К жестам открытости относятся «раскрытие рук» (ладонями вверх) и «расстегивание пиджака». Когда становится реальным достижение соглашения, то эти действия протекают в сочетании с изменением позы и дистанции (выпрямление ног и передвижение ближе к столу). Поза открытости характеризуется прямой осанкой и открытым, но не пристальным взглядом.
О волнении и нервозности часто свидетельствуют напряженные заплетенные ступни. Если человек испытывает раздражение, то ступни будут настолько напряжены и прижаты одна к другой, что можно заметить слабые, но резко направленные удары. Если же человек доволен, спокоен, то ступни расслаблены – вытянуты или без напряжения сплетены.
Скрещенные на груди руки часто являются сигналом того, что человек ушел в себя. Скрещенные руки в сочетании с отсутствующим выражением лица, нахмуренным лбом и легким наклоном головы назад свидетельствуют о том, что собеседник не вникает в происходящее. Если же плечи человека приподняты и напряжены и он слегка покачивает головой, то это означает его скрытое несогласие, а скрещенные руки в такой ситуации выступают в роль барьера, блокируют коммуникацию. В зависимости от ситуации, жест «скрещенные руки» может и не являться негативным сигналом (например, когда человеку холодно). Когда кисти скрещенных рук впиваются в плечи или бицепсы, то это говорит о сильной негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот жест часто сопровождается холодным, слегка прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. В таком случае следует немедленно изменить тактику ведения беседы.
Состояние размышления сопровождается жестами «рука у щеки» и «пощипыванием переносицы». Когда собеседник находится на стадии принятия решения, то может почесывать подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз. Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки, а остальные находятся ниже рта – это свидетельствует о критическом восприятии доводов партнера.
Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха и прикосновениями к носу. Замечено, что люди часто касаются своих волос не только во время обсуждения проблемы, но и когда они смущены.
Весьма информативным может быть движение руки ко рту. Этот жест может свидетельствовать о замкнутости. Общение с таким человеком требует большей собранности и внимательности. Если при этом человек опирается на что-нибудь, то это свидетельствует о закрытом типе жестикуляции. Когда человек чуть-чуть было не проговорился или необдуманно сказал что-то лишнее, он тут же прикрывает или зажимает (во втором случае) рот. «Это говорит о том, что рука и рот в разговоре выступают заодно». (В. Биркенбил. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер Пресс, 1997. С. 116).
Жесты несогласия, неодобрения. Их можно назвать и жестами вытеснения, так как они являются следствием сдерживания своего мнения. Одним из распространенных является собирание несуществующих ворсинок с костюма. Такой собеседник обычно сидит, слегка отвернувшись от других.
Мимика имеет очень большое значение в практике общения. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь. По лицу мы можем судить, понял ли нас человек, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека. Особенно выразительны глаза и губы человека.
С помощью глаз передаются достаточно точные и открытые сигналы. Для успешного налаживания контакта с собеседником ваш взгляд должен встречаться с взглядом собеседника около 60% времени беседы. При деловом общении взгляд должен быть направлен на воображаемый треугольник на лбу собеседника (линия бровей служит в качестве основания) и не опускаться ниже его глаз.
Реакция зрачков как вид сигнала не поддается сознательному контролю. Поэтому по сужению и расширению зрачков можно судить о характере реакции на услышанное. Если человек искренне заинтересован, он не сможет скрыть реакцию зрачков – они расширяются. При эмоциональном возбуждении (и при восхищении, и при испуге) зрачки расширяются. Когда же человек сердится или у него подавленное настроение, его зрачки сужаются. Умение фиксировать изменение размеров зрачков издавна использовалось в деловой практике. Ориентация на зрачки покупателя давала возможность китайским и турецким торговцам судить о реакции покупателя на предлагаемую цену товара.
Взгляд очень информативен и может осуществлять сильное психологическое давление. Так, долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику свидетельствует о желании доминировать над ним, подчинить себе. Пристальный взгляд в течение 10 и более секунд может вызвать волнение и дискомфорт у подчиненного, а направленный на руководителя – агрессивную реакцию с его стороны.
Широко раскрытые глаза с теплым взглядом - сигнал удовольствия, одобрения и приятного сюрприза. В этом случае рот слегка приоткрыт, а брови приподняты. Взгляд широко раскрытых глаз может сигнализировать и об отрицательных эмоциях. Чувство неприятного удивления, кроме широко раскрытых глаз, сопровождается выражением легкого испуга и сомкнутыми бровями. Широко раскрытые глаза в сочетании с нахмуренными бровями и плотно вытянутыми вперед губами – свидетельство конфронтации, злости.
Большое значение в мимике имеет положение губ. Растянутые с приподнятыми уголками рта губы – знак радости и дружелюбия. Плотно сжатые губы – показатель замкнутости, изогнутые – свидетельство сомнения или иронии. Опущенные уголки рта свидетельствуют о подавленном настроении. С помощью глаз и губ обрабатывается множество вариантов мимики. Улыбка очень важна для создания доверительной атмосферы общения. Люди, которые умеют улыбаться, вызывают больше симпатии и легче переносят жизненные неудачи. Существует взаимосвязь между улыбкой и внутренним состоянием человека. Так, если у человека на душе «кошки скребут», его улыбка будет выглядеть вымученной, искусственной, ибо другие части лица будут свидетельствовать об истинном состоянии человека. «Фальшивая улыбка будет длиться дольше искренней и спадать медленнее – как бы убеждая вас, что она настоящая». (С. Квиллиам. Тайный язык жеста и взгляда: Пер. с англ. – М.: Ниола-Пресс, 1998. С. 141).
Г. Бройнинг дает следующие практические рекомендации участникам делового общения (Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. – М., 1996).
Походка:
- идите навстречу партнеру спокойно и свободно;
- направьте свой взгляд на него.
Положение стоя:
- правильная поза та, когда вы стоите прямо, не наклоняясь ни вперед, ни назад;
- опустите руки вдоль туловища, не скрещивайте их перед собой.
Положение сидя:
- не садитесь прямо напротив партнера, сядьте немного в стороне;
- сидите спокойно, свободно, опираясь на спинку стула и вытянув ноги; кто сидит на краю стула, сигнализирует: я готов вскочить.
Голос:
- выражайте эмоции голосом;
- неуверенные люди говорят чаще всего тихо и делают длинные паузы;
- у агрессивно настроенных людей голос звучит резко, громко, холодно или язвительно;
- говорите неторопливо и делайте паузы;
- глубоко вдохните и выдохните несколько раз, чтобы проконтролировать свой голос;
- потренируйте до переговоров интонацию своих наиболее важных высказываний: нередко модуляция важнее, чем содержание сказанного.
Мимика:
- сохраняйте приветливое выражение лица;
- избегайте морщинить лоб;
- поддерживайте визуальный контакт, но избегайте смотреть в упор.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
18. Раскройте информативное содержание взгляда. |
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Какому эго-состоянию соответствуют выражения типа «Я не понимаю, как ты смог это допустить», «Всем известно, что так не поступают»: а) родитель; б) взрослый; в) ребенок. 2. Если оппонент что-то голословно утверждает, то какой вопрос правильнее задать: а) можете ли Вы привести веские основания; б) какие практические решения предлагаете Вы; в) не могли бы Вы точнее выразить свою мысль; г) как это связано с обсуждаемой проблемой. 3. Наиболее типичным стилем поведения в конфликтной ситуации является: а) стиль сотрудничества; б) стиль уклонения; в) стиль конкуренции; г) стиль компромисса; д) стиль приспособления. 4. Если оппонент ведет себя излишне эмоционально, своенравно, в полемике не приемлет аргументов другого, повторяет одно и тоже, то с помощью какой фразы полемика будет направлена в нужное русло: а) поясните смысл Вашего красноречивого утверждения; б) как, по-Вашему, можно более разумно решить задачу; в) а не обсудить ли нам Ваши предложения и их последствия; г) нельзя ли иначе подойти к проблеме, и Вы сами указывали ранее на это. 5. Если оппонент судит самонадеянно, руководствуясь утверждением: «Я больше, чем уверен в правильности предостережений», то какая позиция разрядит обстановку: а) не обсудить ли нам Ваши предложения и их последствия; б) а не вернуться ли к высказанной Вами одной интересной идее; в) каков смысл Вашего утверждения; г) не чувствуете ли Вы себя обделенным; д) какое другое решение Вы можете предложить. 6. Открытые глаза, внимательный взгляд и легкий наклон туловища по направлению к собеседнику соответствуют эго-состоянию: а) ребенка; б) родителя; в) взрослого. 7. Продолжительный неподвижный взгляд в глаза собеседнику свидетельствуют: а) о пренебрежении; б) о желании уйти от контакта; в) о стремлении подчинить себе собеседника; г) о непонимании сказанного собеседником. 8. Сигнал «кисти скрещенных рук, впившиеся в бицепсы в сочетании с холодным взглядом» говорит: а) о желании уйти от контакта; б) о сильной негативной реакции на сказанное собеседником; в) о требовании повторить сказанное; г) подчинить себе собеседника. 9. Прикосновение к носу, к волосам во время обсуждения проблемы чаще всего выражает: а) сомнение и смущение; б) согласие со сказанным; в) неодобрение, несогласие; г) уход в себя. 10. В Японии сжатый кулак, слегка прижатый к животу человека, символизирует: а) агрессию; б) злость, раздражение; в) самоубийство. 11. Жест «рука за спиной охватывает запястье другой руки» выражает чаще всего: а) высокую самооценку и негативное отношение к партнеру; б) невысокую самооценку, неуверенность в правильности своего поведения; в) высокую самооценку и уверенность.
|
|
- Содержание
- I. Понятие делового общения. Общение и его человекотворческая роль. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
- Виды общения. Содержание и цели делового общения.
- Стратегический и технический уровень общения. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения.
- Понятие культуры делового общения. Общие правила эффективного делового общения.
- II. Основы психологии делового общения. Социально-психологическое пространство делового общения. Типы вступления в деловой контакт.
- Психология выслушивания собеседника и ведения деловой полемики.
- Барьеры в общении и их преодоление.
- Конфликты в деловом общении и пути их разрешения.
- Типы сигналов тела и их интерпретация.
- Упражнения.
- Этикет делового общения. Общие рекомендации по деловому этикету.
- Типичные этикетные ситуации.
- Основы служебного этикета.
- Взаимоотношения с коллегами.
- Этические нормы взаимоотношений руководителя и персонала.
- Этикет телефонного делового разговора и работы в интернете.
- IV. Основы делового протокола. Понятие делового протокола. Протокольные вопросы приёма делегаций.
- Протокольные аспекты ведения переговоров.
- Приёмы и их виды.
- Подготовка и проведение приёмов.
- Деловое письмо.
- V. Деловая беседа. Подготовка к деловой беседе.
- Постановка цели деловой встречи и обмен предметными позициями.
- Обмен предметными позициями и поиск взаимоприемлемого решения.
- Рекомендации по выработке согласованных решений.
- VI. Деловые переговоры.
- Основные функции переговоров.
- Типовые ситуации на переговорах.
- Анализ завершившихся деловых переговоров.
- Основные термины и понятия.