logo search
Теория управления

2.3 Теоретические занятия (лекции)

Тема 1. Сущность и методологические основы управления организацией.

1.1. Сущность менеджмента и управления организацией.

1.2. Методологические основы управленческой науки.

Тема 2. История развития управленческой мысли и практики.

2.1. Возникновение управленческой мысли.

2.2. Научная мысль прошлого об управлении.

2.3. Предпосылки возникновения науки управления.

2.4. Развитие науки управления в России.

Тема 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом.

3.1 Школа научного управления Ф.У. Тейлора и его последователи (1885−1920 гг.).

3.2 Административная (классическая) школа управления А. Файоля (1920−1950 гг.).

3.3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») Э. Мэйо (1930 – 1950 гг.).

3.4. Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. по настоящее время).

Тема 4. Сущность и содержание теории управления

4.1. Объект и предмет теории управления.

4.2. Законы управления и их характеристики.

4.3. Управленческая деятельность и ее особенности.

4.4. Методы управленческой деятельности.

Тема 5. Системный подход в управлении

5.1. Исторические предпосылки и познавательные основы системного подхода.

5.2. Целостность мира и феномен интеграции. Три уровня масштабности систем.

5.3. Естественный и искусственный мир Герберта Саймона.

5.4. Системность в управлении.

Тема 6. Организационные формы и структуры управления.

6.1. Организационная структура управления, ее структура.

6.2. Связи управления, их организационные структуры.

6.2.1. Линейная система.

6.2.2. Функциональная система.

6.2.3. Линейно-функциональная система.

6.2.4. Матричная система.

Тема 7. Процесс управления и его содержание.

7.1. Понятие управления.

7.2. Процесс управления и его функция.

7.3. Принципы управления.

7.4. Синергетика и управление.

Тема 8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения.

8.1. Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения.

8.2. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений.

8.3. Классификация (типология) управленческих решений.

8.4. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

8.5. Организация контроля за выполнением решения.

8.6. Руководитель в процессе принятия и реализации решения.

8.7. Принятие решений в государственном и муниципальном управлении.

Тема 9. Общие функции управления.

9.1. Роль и содержание функции планирования.

9.1.1. Структура планово-управленческих работ.

9.2. Процесс прогнозирования и механизм социального планирования.

9.3. Организационная функция.

9.4. Функция регулирования.

9.5. Значение и содержание функции координирования.

9.6. Функция стимулирования.

9.7. Контрольная функция.

9.8. Система функций органов государственной

власти и управления.

Тема 10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении.

10.1. Понятие информации.

10.2. Роль и место информации в управлении.

10.3. Информационные процессы в социальных сферах.

10.4. Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении.

10.5. Информация как основа государственного управления.

Тема 11. Эффективность процесса управления.

11.1. Общее понятие эффективности управления.

11.2. Понятие эффективности и социальное управление.

Тема 12. Основы теории социального управления.

12.1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания.

12.2. Сущность и содержание социального управления.

12.3. История управленческих революций.

Тема 13. Человек в системе управления.

13.1. Личность как объект управления.

13.2. Личность как субъект управления.

13.3. Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе.

13.4. Теория человеческого и социального капитала.

Тема 14. Система государственного управления.

14.1. Государственное управление как социальное и системное явления.

14.2. Социальный механизм государственного управления.

14.3. Субъекты и объекты государственного управления.

14.4. Виды целей государственного управления

14.5. Система государственной службы в Российской Федерации.

14.6. Управленческая деятельность

государственной службы.

14.7. Этика государственного служащего.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Студенты дистанционной формы обучения ТУСУРа по специальности «Государственное и муниципальное управление» должны написать в течение первого семестра одну контрольную работу, а в течение второго семестра – две контрольные работы по дисциплине «Теория управления».

При написании контрольных работ студенты должны продемонстрировать хорошее знание основных концепций по проблемам избранных тем, способность анализировать различные позиции и точки зрения, вырабатывать самостоятельный подход к ним, аргументировать свою позицию, обобщать конкретный материал и формулировать при этом соответствующие выводы, рекомендации и предложения.

В контрольных работах должны быть освещены, прежде всего, теоретические аспекты выбранных тем, т.е. основные концептуальные положения, их достоинства и недостатки, показаны и проанализированы существующие проблемы, возможные подходы к их решению.

При изложении материала в контрольных работах должен использоваться понятийный аппарат теории управления.

Набор текста контрольных работ должен быть выполнен в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером 14 с параметрами страницы: размер – формат А4, поля со всех сторон − 2 см; от края колонтитула – 1 см; страницы нумеруются сверху от центра и осуществляться в режиме автоматического переноса с выравниванием по ширине через одинарный интервал. Абзацный отступ − 0, 75.

Набор формул производить в редакторе формул Microsoft Equation 3.0. Обозначения буквами латинского алфавита выполняются курсивом, греческого – прямым шрифтом.

Заголовки разных уровней набирать различными шрифтами (например, заголовки разделов − жирными прописными буквами шрифта Arial; заголовки подразделов − жирными строчными; пунктов – жирным курсивом).

Знак «точка» в конце заголовков не ставится. Заголовки располагать по «центру» или с абзацным отступом. Ключевые слова, понятия и определения выделять в зависимости от уровня важности различными способами: прямым жирным шрифтом, курсивом жирным или светлым, набивкой «в разрядку».

Рисунки, формулы, таблицы, примеры нумеруются в пределах каждого раздела (например, раздел 1: формула (1.1); (1.2) и т.д.). Номер и заголовок рисунка приводятся под рисунком. Номер таблицы располагается слева от таблицы, после которого помещается заголовок таблицы.

Предлагаемый материал должен быть хорошо структурирован, рубрикационные заголовки следует излагать в краткой и лаконичной формулировке. Все аббревиатуры, кроме общепринятых, необходимо раскрыть в первом случае употребления.

Развёрнутое заключение со структурированными выводами и указанием, какова степень новизны данной работы, где и как она может использоваться.

В работе обязательны ссылки на источники. Ссылки делаются по нарастающей (например, на 1 странице ссылки под номерами 1, 2, 3, 4; на второй – 5 и 6 и т.д.). Сами источники указываются в конце работы, а ссылки − внизу каждой страницы. Форма ссылки на книгу: Фамилия, инициалы автора. Название книги. Город, где издана книга. Издательство, которое издавало книгу. Год издания. Номера страниц, с которых почерпнута информация.

Пример ссылки на книгу:

Эддоус М., Стэнфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ. – М., Дело, 2003. – С. 34–35.

Пример ссылки на журнальную статью:

Голдман М. Теория управления в США и России: сравнительный анализ //Проблемы теории и практики управления, 1997. - №1. – С. 26–31.

Пример ссылки на источник из Интернета:

www.dwnet.ru 15 ноября 2004 года (указывается дата, когда Вы заходили на тот или иной сайт).

Объём контрольных работ – от 15 страниц, в него не включены титульный лист, оглавление и перечень источников.

В контрольных работах обязателен анализ эмпирической (жизненной, а не только книжной) практики.