7.4 Синергетика и управление
В ходе познания мира человек шел от ньютоновской модели часового механизма к кибернетической модели, от статических моделей механики, экономики, электрических цепей к динамическим моделям в виде систем дифференциальных уравнений, учитывали вероятностный характер процессов.
В конце XX в. осознано, что методологическая парадигма, основанная на систематическом расчленении всего сущего, не только привела к победам, но и столкнулась с принципиальными трудностями, явным выражением которых выступают такие глобальные проблемы, как экологическая, энергетическая, демографическая и др. Узость аналитической парадигмы была понята в истории науки и философии давно. Однако только в XX в. в тектологии А.А. Богданова, теории систем Берталанфи, кибернетики самосознания необходимость целостного подхода к действительности приобрела реальные научные формы. Именно эту традицию продолжает новое научное направление, названное синергетикой.
Синергетика – системная теория, в которой центральное место занимает не идентичность, а различие, не управление, а автономия, не статическая, а динамическая устойчивость, не планирование, а эволюция.
При этом как системное движение синергетика скорее идейная конструкция, стремящаяся к построению целостной концепции самоорганизации в сложных системах, нежели совершенная научная теория в классическом смысле. Принцип синергетичности в управлении открывает широкие просторы к пониманию не процесса самого по себе, а решения его проблем.
Синергетика поражает необычными идеями и представлениями.
Во-первых, становится очевидным, что нельзя навязывать пути развития сложноорганизованным системам. Вместо этого необходимо понять, как можно способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. Если говорить в общем плане, то важно постичь законы совместной жизни природы и человечества. Проблема управляемого развития принимает форму проблемы самоуправляемого развития.
Во-вторых, синергетика демонстрирует, каким образом и почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как из хаоса может развиться собственными усилиями новая организация. Через хаос осуществляется связь разных уровней организации. Например, в моменты неустойчивости малые возмущения, флуктуации, могут разрастаться в макроструктуры. При этом в особых состояниях неустойчивости социальной среды действия буквально каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда – необходимость осознания каждым человеком огромной ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества.
В-третьих, синергетика свидетельствует, что для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Однако при этом с выбором пути в точках ветвления (бифуркации), то есть на определенных стадиях эволюции, проявляет себя некая предопределенность развертывания процессов. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, историей, она формируется и из будущего, в соответствии с грядущим порядком.
В-четвертых, синергетика открывает новые принципы «сборки» сложного эволюционного целого из частей, построения сложных развивающихся структур из простых. Но объединение структур вовсе не сводится к их простому сложению: целое уже не равно сумме его составляющих.
В-пятых, синергетика дает знание о том, как надлежащим образом оперировать сложными системами и как эффективно управлять ими. Здесь главное – не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздействия. Достаточно сказать, что малые, но правильно организованные – резонансные – воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны (по принципам древнего даосизма: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое).
В-шестых, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых, лавинообразных процессов и процессов нелинейного самостимулирующего роста. Важно понять, как можно инициировать такого рода процессы в открытых нелинейных средах (например, в экономической, политической, социально-культурной и др.) и какие существуют требования, позволяющие избегать вероятностного распада сложных структур, моментов максимального развития.
Понимание процесса управления с синергетических позиций приводит к примечательному результату:
- все в мире устойчиво, но лишь относительно, до определенной степени, на некоторой, пусть и длительной, стадии развития;
- сложноорганизованные системы имеют свойство распадаться, достигая своего развитого состояния;
- устойчивость вырастает из неустойчивости, в результате неустойчивости, ибо рождение нового структурного образования связано со случайностью, хаосом, и, в свою очередь, устойчивость рано или поздно оборачивается неустойчивостью.
Контрольные вопросы
Дать определение понятию «управление» как функция.
Дать определение понятию «управление» как процесс.
С каких позиций можно исследовать понятие «функция»?
Почему важно функцию рассматривать через совокупность операций и приемов работы?
Какие две группы принципов вы знаете?
Какова роль принципов в управлении?
В чем состоит понимание проблемы управления с позиций синергетики?
Что является основанием развития системы с позиций синергетики?
Что характеризует общие функции управления?
Какие функции управления для любого промышленного предприятия выделял А. Файоль?
- Содержание
- 1. Сущность и методологические основы управления организацией
- 1.1 Сущность менеджмента и управления организацией
- 1.2 Методологические основы управленческой науки
- Контрольные вопросы
- 2. История развития управленческой мысли и практики
- 2.1 Возникновение управленческой мысли
- 2.2 Научная мысль прошлого об управлении
- Предпосылки возникновения науки управления
- Принципы бюрократии м. Вебера:
- 2.4 Развитие науки управления в России
- Контрольные вопросы
- 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом
- 1. Школа «научного управления».
- 2. Административная (классическая) школа.
- 3. Школа психологии (ее два крыла − школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»).
- 4. Школа «Науки управления» – количественные (экономико-математические) методы, исследование операций.
- 3.1 Школа научного управления. Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.)
- 3.2 Административная (классическая) школа управления. А. Файоль (1920 – 1950 гг.)
- 3.3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») э. Мэйо (1930 – 1950 гг.)
- 3.4 Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. По настоящее время)
- Основные положения теории систем в управлении
- 4. Сущность и содержание теории управления
- 4.1 Объект и предмет теории управления
- 4.2 Законы управления и их характеристики
- 4.3 Управленческая деятельность и ее особенности
- 4.4 Методы управленческой деятельности
- 5. Системный метод в управлении
- 5.1 Исторические предпосылки системного подхода
- 5.2 Целостность мира и феномен интеграции. Три уровня масштабности систем
- 5.3 Естественный и искусственный мир Герберта Саймона
- Системность в управлении
- 6. Организационные формы и структуры управления
- 6.1 Организационная система управления, ее структура
- 6.2 Связи управления, их организационные структуры
- 6.2.1 Линейная система
- 6.2.2 Функциональная система
- 6.2.3 Линейно-функциональная система
- 6.2.4 Матричная система
- 7. Процесс управления и его содержание
- 7.1 Понятие управления
- Функции управления по характеру деятельности
- 7.2 Процесс управления и его функция
- 7.3 Принципы управления
- 7.4 Синергетика и управление
- 8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения
- Процесс
- Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения
- Выбор оптимального варианта из числа возможных решений
- Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений
- Классификация (типология) управленческих решений
- Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 8.5 Организация контроля за выполнением решения
- 8.6 Руководитель в процессе принятия и реализации решений
- 8.7 Принятие решений в государственном и муниципальном управлении
- 9. Общие функции управления
- 9.1 Роль и содержание функции планирования
- 9.1.1 Структура планово-управленческих работ
- 9.2 Процесс прогнозирования в механизме социального планирования
- 9.3 Организационная функция
- 9.4 Функция регулирования
- 9.5 Значение и содержание функции координирования
- 9.6 Функция стимулирования
- 9.7 Контрольная функция
- 9.8 Система функций органов государственной власти и управления
- 10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении
- 10.1 Понятие информации
- 10.2 Роль и место информации в управлении
- 10.3 Информационные процессы в социальных средах
- 10.4 Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении
- 10.5 Информация как основа государственного управления
- Источники информации
- 11. Эффективность процесса управления
- 11.1 Понятие эффективности управления, результативности, производительности в менеджменте
- 11.2 Понятие эффективности и социальное управление
- 12. Основы теории социального управления
- 12.1 Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания
- 12.2 Сущность и содержание социального управления
- 12.3 История управленческих революций
- 13. Человек в системе управления
- 13.1 Личность как объект управления
- 13.2 Личность как субъект управления
- 13.3 Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе
- 13.4 Теория человеческого и социального капитала
- 14. Система государственного управления
- 14.1 Государственное управление как социальное
- И системное явление
- Специфика государственного управления.
- 14.2 Социальный механизм государственного управления
- 14.3 Субъекты и объекты государственного управления
- 14.4 Виды целей государственного управления
- 14.5 Система государственной службы в Российской Федерации
- 14.6 Управленческая деятельность государственной службы
- Функции государственной службы
- 14.7 Этика государственного служащего
- Этические принципы государственного служащего
- Краткий словарь основных терминов
- Рабочая программа учебной дисциплины «теория управления»
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1 Цели и задачи курса
- 1.2 Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.3 Формы контроля
- Раздел 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2.1. Программа изучения дисциплины
- 2.2 Список вопросов для подготовки к экзамену
- 2.3 Теоретические занятия (лекции)
- Контрольная работа № 1 «Управление как система знаний»
- 3. Понятие связи, их теоретические интерпретации, а также отношений, ценностей и чувств в управлении
- 4. Решения в системах управления: принятие и исполнение, роль проблем в управлении
- 5. Выводы
- Контрольная работа № 2 «Сравнительный анализ и проектирование управления реальным бизнесом, органов муниципальной и государственной власти»
- Контрольная работа № 3 «Управление изменениями»
- 2. Диагностика как форма управленческого исследования
- 3. Формы организационного поведения
- 4. Менеджмент как управление
- 5. Эффективность управления: факторы и показатели