2.1 Возникновение управленческой мысли
В развитии теории и практики управления выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный. Первый период – донаучный период – был наиболее длительный: начиная с 9-го – 7-го тысячелетия до н.э. и примерно до XVIII в. Второй период – научный (1776 г. – до настоящего времени). Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя.
Самой первой формой общественной организации был род. Используя эту естественно возникшую социальную организацию, человечество вышло из дикого состояния и достигло цивилизации. Поэтому зародыш управления следует искать в родовой организации и последовательно развивающихся формах этого учреждения вплоть до установления политического общества.
Совместно живущие люди вместе трудились и вместе потребляли добытое. Поэтому в организационном отношении род первоначально доминировал над общиной как чисто хозяйственной организацией. Несмотря на упрощенный характер организационных форм, первобытное общество все же имело регулятивные механизмы и структуры, с одной стороны, «унаследованные» от животных (вожак стаи), а с другой – порожденные сознанием человека.
Развитие первобытного общества и совершенствование орудий труда привело к меньшей зависимости человека от множества предметов и явлений. Человек стал сильнее и уже мог быть достаточно самостоятельным, что привело к формированию локальных структур первобытного общества. В результате естественно сложились организационные структуры доклассового общества: сначала род, а затем и племя. Когда человек жил стадами, специальных организационных форм управления практически не существовало. Но несколько стад объединялись в род. Это было вызвано, прежде всего, потребностью к выживанию. Эти же факторы вызвали потребность в управлении родом. Так как численность рода, по сравнению со стадом, возросла, возможность большего круга действий тоже возросла, возрос выбор, кого послать на охоту, сколько человек, в какое место и т.д. Из этих потребностей появилась первая управленческая структура, которая выглядела следующим образом (рис. 2.1).
Народное собрание
Старейшина Военный вождь
Род
Рис. 2.1 − Родовая управленческая структура
Функции народного собрания были самыми главными, оно решало все основные вопросы. Совет старейшин был совещательным органом, его решения требовали подтверждения народным собранием. Военными были все, способные держать оружие, поэтому самого сословия военных еще не существовало. Не существовало также и единого, постоянного военного вождя.
Возможно, это была самая демократичная форма управления, но добиться решения на народном собрании было крайне трудно, поэтому происходит дальнейшая эволюция, на смену родовой организации приходит племенная (рис. 2.2).
Совет старейшин из совещательного органа трансформировался в руководящий орган. Фактором, позволяющим старейшинам занять таковое положение, был их богатый опыт и ум. Им как самым опытным и мудрым доверяли решение споров, деление добычи и многое другое.
Совет старейшин
Народное собрание Военный вождь
Племя
Рис. 2.2 − Простая племенная структура управления
Военный вождь – это уже постоянная фигура. Его основное занятие в мирное время – обучение юношей искусству войны, а в военное – командование армией. Военный вождь получал такое право либо по праву силы, либо избирался самими воинами. Именно здесь были заложены корни наследования титулов. Военный вождь, как правило, передавал своему сыну все свое искусство и с детства готовил его к занимаемой «должности».
Дальнейшее развитие общества привело к тому, что войны стали занимать существенное место в жизни племени. Так появилась прослойка воинов. Их основным занятием было ведение военных действий. Структура управления в этом случае стала более усложненная (рис. 2.3). Такая система управления позволяла контролировать всю деятельность племени одним человеком. Приближенные военного вождя стали совещательным органом, который в дальнейшем трансформировался в один из основных органов опоры правителя. Совет старейшин потерял всю свою силу, а в дальнейшем такой орган исчез совсем. Народное собрание потеряло свою прежнюю функцию и вскоре тоже перестало функционировать как орган управления.
Военный вождь
Рис. 2.3 − Усложненная племенная структура управления
Рассмотренные механизмы и структуры управления родом и племенем достаточно эффективно выполняли свою функцию. Но в то же время очевиден внешний и весьма ограниченный характер их воздействия как на все общество, так и на отдельного индивида. Эта система не могла обеспечить постоянной и непрерывной регуляции поведения людей первобытного общества. Поэтому дополнительно сформировался механизм внутренней регуляции поведения человека, имеющий социально-психологическую природу. Этот механизм был связан с процессом освоения людьми социального опыта и закрепления его норм в сознании и психике индивида. Регуляторами общественной жизни древних были обычаи. По общему признанию ученых обычаи – это правила поведения, сложившиеся и закрепившиеся вследствие постоянного исполнения тех или иных действий строго определенным образом. Механизм действия обычая существенно отличается от механизма действия большинства нынешних норм поведения, базирующихся на рациональных основаниях и предполагающих сознательную ориентировку человека в проблемных ситуациях. В основе жизни предков лежало строгое следование целому комплексу правил, продемонстрировавших свою спасательную силу во времена предков.
Система правил поведения людей Древнего мира включала две группы поведения:
запреты, табу (брачные, пищевые, территориальные и т.п.);
обычаи, определяющие совершение регулярно повторяющихся общественных акций (обряды, инициации).
В результате развития и усложнения социально-экономических отношений старые управленческие структуры становились все менее эффективными, и общество, естественно, нуждалось в новой системе управления, адекватной новым условиям жизни. Поэтому постепенно, почти в течение тысячелетий формировалась новая система управления обществом – государство.
Формирование государства − закономерный итог разложения родоплеменного строя. Только государственная организация общественной жизни могла сдержать деструктивные тенденции в жизнедеятельности общества при той социальной дифференциации населения, которая возникла в результате разложения родоплеменного строя. Государственная организация общества в основных чертах имеет следующие признаки:
- территориальное объединение населения, находящегося под систематическим воздействием;
- публичная власть;
- особого рода аппарат принуждения;
- наличие особого материального фонда на содержание этого аппарата, создаваемого за счет налогов или иных сборов с зависимого населения.
По мере дальнейшего развития государства управление получает все большую самостоятельность в виде системы особых надстроечных институтов. Реально это выразилось в появлении целой группы людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и, чтобы в интересах и целях управления, постоянно владеть аппаратом принуждения.
К этому времени появляются новые регуляторы общественной жизни – законы. Вначале это были специально отобранные и санкционированные властью обычаи и традиции, впоследствии, будучи записанными и систематизированными, они принимают статус правовых законов. В то же время новые формулы правил поведения содержали ссылки на обычаи, не говоря уже о том, что в регуляции социальной жизни широко использовались неписанные правила и ритуалы.
Государственно-управленческий процесс того времени формировался в связи с основными видами деятельности людей. Это были войны, строительство различных сооружений (например, каналов, дворцов, храмов), сбор налогов, написание и хранение учетных документов и т.д. Все это требовало многочисленной рабочей силы. Ее организованное использование могло осуществляться организованными усилиями только централизованного государства с иерархически построенной и разветвленной сетью административных органов, охватывающих все сферы приложения труда. Многочисленный административный персонал составляли разного рода управляющие, сборщики налогов, контролеры, надсмотрщики, писцы и прочие должностные лица.
Рабовладельческое общество было первой цивилизацией, в которой стали создаваться мощные государства с сильным управленческим аппаратом и армией.
Контроль, организация работ, распределение продуктов, поощрения – все это требовало четкой системы управления. Она стала более разветвленной и выглядела на примере Древнего Египта уже так (рис. 2.4).
Правитель был главой власти, он издавал все законы, принимал все решения об объявлении войны или мира, то есть правитель функционировал как законодательный орган. Он управлял уже не напрямую, а через правителей областей, те, в свою очередь, через правителей городов влияли на свободных горожан и на рабов. Правители выполняли организационные и исполнительные функции, а также контроль за исполнением и поощрение отличившихся.
Рис. 2.4 − Государственная структура управления в Древнем Египте
Приближение или совет приближенных был одним из главных совещательных органов. В него входили личные друзья правителя, крупные военачальники, богатые купцы и горожане. Правитель по-прежнему был командующим армией, поэтому армия оставалась главной опорой правителя.
Таким образом, в Древнем Египте управление обществом в госструктуре охватывало все сферы его функционирования и базировалось на пирамидальных, вертикальных управленческих связях, четко детерминирующих все стороны жизни человека.
Несколько другая, хотя во многом аналогичная система управления сложилась в Древней Греции. В Греции сформировалась аристократическая форма правления (олигархия), впоследствии переросшая в демократию, которая являлась наиболее удобной управленческой системой в городах-государствах, государствах-полисах, где их небольшие размеры позволяли гражданам страны напрямую участвовать в ее управлении.
- Содержание
- 1. Сущность и методологические основы управления организацией
- 1.1 Сущность менеджмента и управления организацией
- 1.2 Методологические основы управленческой науки
- Контрольные вопросы
- 2. История развития управленческой мысли и практики
- 2.1 Возникновение управленческой мысли
- 2.2 Научная мысль прошлого об управлении
- Предпосылки возникновения науки управления
- Принципы бюрократии м. Вебера:
- 2.4 Развитие науки управления в России
- Контрольные вопросы
- 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом
- 1. Школа «научного управления».
- 2. Административная (классическая) школа.
- 3. Школа психологии (ее два крыла − школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»).
- 4. Школа «Науки управления» – количественные (экономико-математические) методы, исследование операций.
- 3.1 Школа научного управления. Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.)
- 3.2 Административная (классическая) школа управления. А. Файоль (1920 – 1950 гг.)
- 3.3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») э. Мэйо (1930 – 1950 гг.)
- 3.4 Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. По настоящее время)
- Основные положения теории систем в управлении
- 4. Сущность и содержание теории управления
- 4.1 Объект и предмет теории управления
- 4.2 Законы управления и их характеристики
- 4.3 Управленческая деятельность и ее особенности
- 4.4 Методы управленческой деятельности
- 5. Системный метод в управлении
- 5.1 Исторические предпосылки системного подхода
- 5.2 Целостность мира и феномен интеграции. Три уровня масштабности систем
- 5.3 Естественный и искусственный мир Герберта Саймона
- Системность в управлении
- 6. Организационные формы и структуры управления
- 6.1 Организационная система управления, ее структура
- 6.2 Связи управления, их организационные структуры
- 6.2.1 Линейная система
- 6.2.2 Функциональная система
- 6.2.3 Линейно-функциональная система
- 6.2.4 Матричная система
- 7. Процесс управления и его содержание
- 7.1 Понятие управления
- Функции управления по характеру деятельности
- 7.2 Процесс управления и его функция
- 7.3 Принципы управления
- 7.4 Синергетика и управление
- 8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения
- Процесс
- Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения
- Выбор оптимального варианта из числа возможных решений
- Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений
- Классификация (типология) управленческих решений
- Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 8.5 Организация контроля за выполнением решения
- 8.6 Руководитель в процессе принятия и реализации решений
- 8.7 Принятие решений в государственном и муниципальном управлении
- 9. Общие функции управления
- 9.1 Роль и содержание функции планирования
- 9.1.1 Структура планово-управленческих работ
- 9.2 Процесс прогнозирования в механизме социального планирования
- 9.3 Организационная функция
- 9.4 Функция регулирования
- 9.5 Значение и содержание функции координирования
- 9.6 Функция стимулирования
- 9.7 Контрольная функция
- 9.8 Система функций органов государственной власти и управления
- 10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении
- 10.1 Понятие информации
- 10.2 Роль и место информации в управлении
- 10.3 Информационные процессы в социальных средах
- 10.4 Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении
- 10.5 Информация как основа государственного управления
- Источники информации
- 11. Эффективность процесса управления
- 11.1 Понятие эффективности управления, результативности, производительности в менеджменте
- 11.2 Понятие эффективности и социальное управление
- 12. Основы теории социального управления
- 12.1 Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания
- 12.2 Сущность и содержание социального управления
- 12.3 История управленческих революций
- 13. Человек в системе управления
- 13.1 Личность как объект управления
- 13.2 Личность как субъект управления
- 13.3 Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе
- 13.4 Теория человеческого и социального капитала
- 14. Система государственного управления
- 14.1 Государственное управление как социальное
- И системное явление
- Специфика государственного управления.
- 14.2 Социальный механизм государственного управления
- 14.3 Субъекты и объекты государственного управления
- 14.4 Виды целей государственного управления
- 14.5 Система государственной службы в Российской Федерации
- 14.6 Управленческая деятельность государственной службы
- Функции государственной службы
- 14.7 Этика государственного служащего
- Этические принципы государственного служащего
- Краткий словарь основных терминов
- Рабочая программа учебной дисциплины «теория управления»
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1 Цели и задачи курса
- 1.2 Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.3 Формы контроля
- Раздел 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2.1. Программа изучения дисциплины
- 2.2 Список вопросов для подготовки к экзамену
- 2.3 Теоретические занятия (лекции)
- Контрольная работа № 1 «Управление как система знаний»
- 3. Понятие связи, их теоретические интерпретации, а также отношений, ценностей и чувств в управлении
- 4. Решения в системах управления: принятие и исполнение, роль проблем в управлении
- 5. Выводы
- Контрольная работа № 2 «Сравнительный анализ и проектирование управления реальным бизнесом, органов муниципальной и государственной власти»
- Контрольная работа № 3 «Управление изменениями»
- 2. Диагностика как форма управленческого исследования
- 3. Формы организационного поведения
- 4. Менеджмент как управление
- 5. Эффективность управления: факторы и показатели