4.4 Методы управленческой деятельности
В научной литературе по-разному трактуются методы управленческой деятельности. Под методами управленческой деятельности подразумеваются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.
Управление есть взаимодействие людей, поэтому в нем важная роль принадлежит приемам, способам, операциям стимулирования, активизации и направлению деятельности человека со стороны государственных органов и должностных лиц. По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и соответственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций управления можно разделить на морально-этические, социально-политические, социально-психологи-ческие, экономические и административные.
Морально-этические методы представляют собой обращение к достоинству, чести и совести человека. Они включают в себя меры воспитания, разъяснения и популяризацию целей и содержания управления, средства морального поощрения и взыскания, учет психологических особенностей характера и ориентации человека и др. Смысл их состоит в том, чтобы вырабатывать и поддерживать определенные убеждения, духовные ценности, нравственные позиции, психологические установки в отношении управления и тех действий, которые необходимы для его осуществления.
Экономические методы обусловлены ролью экономических интересов в жизни людей и, соответственно, в управленческих процессах. Возможности приобретения и расширения личной собственности, свобода предпринимательства, действующие в обществе материальные стимулы, характер и уровень оплаты труда, другие экономические явления всегда привлекают внимание, и, оперируя ими, руководители могут многого добиться в реализации целей и функций управления.
Особое место занимают административные методы, ориентированные на такие мотивы, как осознание необходимой дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться и т.п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Важно не противопоставлять методы управленческой деятельности, а применять их комплексно, избирательно, в соответствии с обстоятельствами, характером ситуаций и уровнем поведения людей. Каждый метод имеет свои пределы, и в этих пределах он должен вовлекаться в процесс управления, в том числе и для обслуживания соответствующих стадий управленческой деятельности.
Контрольные вопросы
1. Что является объектом теории управления?
2. Что является предметом теории управления?
3. Что выражают законы управления?
4. В чем заключается сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления)?
5. В чем состоит главный смысл управленческой деятельности?
6. Какие есть аспекты управленческой деятельности?
7. Назовите методы управления.
8. Как можно охарактеризовать экономические методы управления?
9. На какие три группы системы знаний опирается наука управления?
10. В чем состоит суть закона единства действий законов управления?
- Содержание
- 1. Сущность и методологические основы управления организацией
- 1.1 Сущность менеджмента и управления организацией
- 1.2 Методологические основы управленческой науки
- Контрольные вопросы
- 2. История развития управленческой мысли и практики
- 2.1 Возникновение управленческой мысли
- 2.2 Научная мысль прошлого об управлении
- Предпосылки возникновения науки управления
- Принципы бюрократии м. Вебера:
- 2.4 Развитие науки управления в России
- Контрольные вопросы
- 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом
- 1. Школа «научного управления».
- 2. Административная (классическая) школа.
- 3. Школа психологии (ее два крыла − школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»).
- 4. Школа «Науки управления» – количественные (экономико-математические) методы, исследование операций.
- 3.1 Школа научного управления. Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.)
- 3.2 Административная (классическая) школа управления. А. Файоль (1920 – 1950 гг.)
- 3.3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») э. Мэйо (1930 – 1950 гг.)
- 3.4 Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. По настоящее время)
- Основные положения теории систем в управлении
- 4. Сущность и содержание теории управления
- 4.1 Объект и предмет теории управления
- 4.2 Законы управления и их характеристики
- 4.3 Управленческая деятельность и ее особенности
- 4.4 Методы управленческой деятельности
- 5. Системный метод в управлении
- 5.1 Исторические предпосылки системного подхода
- 5.2 Целостность мира и феномен интеграции. Три уровня масштабности систем
- 5.3 Естественный и искусственный мир Герберта Саймона
- Системность в управлении
- 6. Организационные формы и структуры управления
- 6.1 Организационная система управления, ее структура
- 6.2 Связи управления, их организационные структуры
- 6.2.1 Линейная система
- 6.2.2 Функциональная система
- 6.2.3 Линейно-функциональная система
- 6.2.4 Матричная система
- 7. Процесс управления и его содержание
- 7.1 Понятие управления
- Функции управления по характеру деятельности
- 7.2 Процесс управления и его функция
- 7.3 Принципы управления
- 7.4 Синергетика и управление
- 8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения
- Процесс
- Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения
- Выбор оптимального варианта из числа возможных решений
- Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений
- Классификация (типология) управленческих решений
- Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 8.5 Организация контроля за выполнением решения
- 8.6 Руководитель в процессе принятия и реализации решений
- 8.7 Принятие решений в государственном и муниципальном управлении
- 9. Общие функции управления
- 9.1 Роль и содержание функции планирования
- 9.1.1 Структура планово-управленческих работ
- 9.2 Процесс прогнозирования в механизме социального планирования
- 9.3 Организационная функция
- 9.4 Функция регулирования
- 9.5 Значение и содержание функции координирования
- 9.6 Функция стимулирования
- 9.7 Контрольная функция
- 9.8 Система функций органов государственной власти и управления
- 10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении
- 10.1 Понятие информации
- 10.2 Роль и место информации в управлении
- 10.3 Информационные процессы в социальных средах
- 10.4 Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении
- 10.5 Информация как основа государственного управления
- Источники информации
- 11. Эффективность процесса управления
- 11.1 Понятие эффективности управления, результативности, производительности в менеджменте
- 11.2 Понятие эффективности и социальное управление
- 12. Основы теории социального управления
- 12.1 Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания
- 12.2 Сущность и содержание социального управления
- 12.3 История управленческих революций
- 13. Человек в системе управления
- 13.1 Личность как объект управления
- 13.2 Личность как субъект управления
- 13.3 Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе
- 13.4 Теория человеческого и социального капитала
- 14. Система государственного управления
- 14.1 Государственное управление как социальное
- И системное явление
- Специфика государственного управления.
- 14.2 Социальный механизм государственного управления
- 14.3 Субъекты и объекты государственного управления
- 14.4 Виды целей государственного управления
- 14.5 Система государственной службы в Российской Федерации
- 14.6 Управленческая деятельность государственной службы
- Функции государственной службы
- 14.7 Этика государственного служащего
- Этические принципы государственного служащего
- Краткий словарь основных терминов
- Рабочая программа учебной дисциплины «теория управления»
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1 Цели и задачи курса
- 1.2 Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.3 Формы контроля
- Раздел 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2.1. Программа изучения дисциплины
- 2.2 Список вопросов для подготовки к экзамену
- 2.3 Теоретические занятия (лекции)
- Контрольная работа № 1 «Управление как система знаний»
- 3. Понятие связи, их теоретические интерпретации, а также отношений, ценностей и чувств в управлении
- 4. Решения в системах управления: принятие и исполнение, роль проблем в управлении
- 5. Выводы
- Контрольная работа № 2 «Сравнительный анализ и проектирование управления реальным бизнесом, органов муниципальной и государственной власти»
- Контрольная работа № 3 «Управление изменениями»
- 2. Диагностика как форма управленческого исследования
- 3. Формы организационного поведения
- 4. Менеджмент как управление
- 5. Эффективность управления: факторы и показатели