logo
Теория управления

7.2 Процесс управления и его функция

В категории «функция управления» должно найти отражение то общее, что свойственно всем отдельным функциям управления.

Функция – интегральное проявление целого объекта или процесса, которое зависит от внутренних качеств объекта (от состава, свойств, состояний, структур и взаимодействия частей) и окружающей среды.

Содержание любой функции включает:

- сбор информации о ходе того или иного процесса;

- преобразование информации;

- выработку решения;

- превращение его в команду;

- доведение до исполнителей.

Содержание функций относительно устойчиво, т.е. оно обладает определенной формой, как планирование, контроль и др.

В то же время функция управления может быть разделена на основные и вспомогательные операции (табл.7.1).

Таблица 7.1

Основные операции

Выработка, принятие решения и преобразование его в команду

Вспомогательные операции

Сбор, систематизация, хранение и передача информации

Можно исследовать понятие «функция управления» с позиции технологии ее выполнения.

Под технологией выполнения функции управления понимаются: комплекс составляющих ее операций, последовательность методов и приемов их выполнения, требования к организационно-техническим условиям при обработке информации как специфическому предмету управленческого труда. Критерием выступает необходимость регламента таких операций и организационно-технических условий, которые влияют на величину затрат труда. По своей сущности операции являются составной частью различных управленческих работ.

Как правило, определенные операции выполняются одними и теми же лицами. В качестве примера элементарных операций могут служить регистрация документов и данных, их поиск.

Функция управления как технология управления проявляет себя:

- в комплексе операций;

- в совокупности и последовательности методов и приемов;

- в требованиях к организационно-техническим условиям.

Функция управления и ее операции представляют собой конкретные виды труда работников управления, а технология управления – совокупность приемов, способов их выполнения при работе с информацией.

Деление функций на операции способствует улучшению организации управленческого труда путем закрепления этих операций за тем или иным работником. Работников управления подразделяют на такие группы:

- руководители, которые принимают решения, организуют их выполнение и несут за это единоличную ответственность (министры, заместители министров, директора, заместители директоров, руководители служб, начальники цехов и отделов и т.д.);

- специалисты, которые разрабатывают, готовят, предлагают варианты решений и несут за это личную ответственность (экономисты, бухгалтера, программисты и т.д.);

- технические исполнители, которые осуществляют сбор информации, ее обработку, хранение, кодирование, декодирование (регистраторы, секретари, учетчики, делопроизводители, архивариусы и т.д.).