14.3 Субъекты и объекты государственного управления
Государство – это форма общества. Оно тесно связано с системой общественных отношений и с формами общественного сознания. Государство юридическим способом объединяет людей, используя институт гражданства.
Государство выражает общие для всех интегрированные потребности и интересы и цели жизнедеятельности всего сообщества людей.
Государство осуществляет национальные интересы. Через структуру государства закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законодательную деятельность и принуждение на осуществление всеобщей воли.
Государство решает проблемы, связанные с выявлением всеобщей воли.
Для обеспечения своих целей государство создает и поддерживает в определенном объеме и состоянии свой аппарат – совокупность людей с соответствующими средствами, профессионально занятых выявлением общих потребностей, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений в жизнь.
Субъекты государственного управления – это органы государственной власти, наделенные полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами.
Субъекты государственного управления (политического руководства и административного управления) многообразны и различаются по основаниям:
- по ветвям власти;
- по уровням организации государственной власти: национальный, региональный и местный уровни;
- по сферам деятельности;
- по характеру, целям и средствам воздействия на управляемые объекты: руководство, административное, экономическое управление и др.;
- по характеру институционализации: формально институционализированные государственные органы и действующие под их началом общественные институты – экспертные советы, фракции и т.д.;
- по составу: индивидуальные, коллегиальные.
Объекты государственного управления – элементы общественной среды и их связи, изменяющиеся в результате взаимодействия с субъектом государственного управления.
Специфика разнообразных объектов государственного управления определяется тем, что все они содержат в себе «человеческий фактор».
Объекты управления:
а) самоактивны, т.е. способны к самодвижению на основе внутренних побудительных причин;
б) обладают целенаправленностью, т.е. с одной стороны государственное управление должно учитывать эти цели в своей деятельности, и, с другой стороны, влиять на формирование этих целей;
в) адаптивны – они способны приспосабливаться к окружающим условиям, в том числе к управляющим воздействиям государства;
г) способны к самоуправлению;
д) зависимы от объективных условий общественной жизнедеятельности.
Степень развитости указанных свойств определяет меру воздействия государства на объекты управления. Чем более развиты управляемые объекты, тем мягче может быть государственное управление.
Классификация объектов управления по уровням.
Первый уровень – человек в проявлениях его сознания и поведения, трудовой и общественной деятельности (социальные роли).
Второй уровень – коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности (виды деятельности).
Третий уровень – общество в целом, его подсистемы, отношения и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей (формы общественных отношений).
По содержанию, определяемому социальными функциями объектов, можно различать объекты управления, распределенные по сферам общества. Это объекты экономической, социальной, духовной, политической систем.
- Содержание
- 1. Сущность и методологические основы управления организацией
- 1.1 Сущность менеджмента и управления организацией
- 1.2 Методологические основы управленческой науки
- Контрольные вопросы
- 2. История развития управленческой мысли и практики
- 2.1 Возникновение управленческой мысли
- 2.2 Научная мысль прошлого об управлении
- Предпосылки возникновения науки управления
- Принципы бюрократии м. Вебера:
- 2.4 Развитие науки управления в России
- Контрольные вопросы
- 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом
- 1. Школа «научного управления».
- 2. Административная (классическая) школа.
- 3. Школа психологии (ее два крыла − школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»).
- 4. Школа «Науки управления» – количественные (экономико-математические) методы, исследование операций.
- 3.1 Школа научного управления. Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.)
- 3.2 Административная (классическая) школа управления. А. Файоль (1920 – 1950 гг.)
- 3.3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») э. Мэйо (1930 – 1950 гг.)
- 3.4 Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. По настоящее время)
- Основные положения теории систем в управлении
- 4. Сущность и содержание теории управления
- 4.1 Объект и предмет теории управления
- 4.2 Законы управления и их характеристики
- 4.3 Управленческая деятельность и ее особенности
- 4.4 Методы управленческой деятельности
- 5. Системный метод в управлении
- 5.1 Исторические предпосылки системного подхода
- 5.2 Целостность мира и феномен интеграции. Три уровня масштабности систем
- 5.3 Естественный и искусственный мир Герберта Саймона
- Системность в управлении
- 6. Организационные формы и структуры управления
- 6.1 Организационная система управления, ее структура
- 6.2 Связи управления, их организационные структуры
- 6.2.1 Линейная система
- 6.2.2 Функциональная система
- 6.2.3 Линейно-функциональная система
- 6.2.4 Матричная система
- 7. Процесс управления и его содержание
- 7.1 Понятие управления
- Функции управления по характеру деятельности
- 7.2 Процесс управления и его функция
- 7.3 Принципы управления
- 7.4 Синергетика и управление
- 8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения
- Процесс
- Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения
- Выбор оптимального варианта из числа возможных решений
- Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений
- Классификация (типология) управленческих решений
- Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 8.5 Организация контроля за выполнением решения
- 8.6 Руководитель в процессе принятия и реализации решений
- 8.7 Принятие решений в государственном и муниципальном управлении
- 9. Общие функции управления
- 9.1 Роль и содержание функции планирования
- 9.1.1 Структура планово-управленческих работ
- 9.2 Процесс прогнозирования в механизме социального планирования
- 9.3 Организационная функция
- 9.4 Функция регулирования
- 9.5 Значение и содержание функции координирования
- 9.6 Функция стимулирования
- 9.7 Контрольная функция
- 9.8 Система функций органов государственной власти и управления
- 10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении
- 10.1 Понятие информации
- 10.2 Роль и место информации в управлении
- 10.3 Информационные процессы в социальных средах
- 10.4 Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении
- 10.5 Информация как основа государственного управления
- Источники информации
- 11. Эффективность процесса управления
- 11.1 Понятие эффективности управления, результативности, производительности в менеджменте
- 11.2 Понятие эффективности и социальное управление
- 12. Основы теории социального управления
- 12.1 Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания
- 12.2 Сущность и содержание социального управления
- 12.3 История управленческих революций
- 13. Человек в системе управления
- 13.1 Личность как объект управления
- 13.2 Личность как субъект управления
- 13.3 Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе
- 13.4 Теория человеческого и социального капитала
- 14. Система государственного управления
- 14.1 Государственное управление как социальное
- И системное явление
- Специфика государственного управления.
- 14.2 Социальный механизм государственного управления
- 14.3 Субъекты и объекты государственного управления
- 14.4 Виды целей государственного управления
- 14.5 Система государственной службы в Российской Федерации
- 14.6 Управленческая деятельность государственной службы
- Функции государственной службы
- 14.7 Этика государственного служащего
- Этические принципы государственного служащего
- Краткий словарь основных терминов
- Рабочая программа учебной дисциплины «теория управления»
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1 Цели и задачи курса
- 1.2 Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.3 Формы контроля
- Раздел 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2.1. Программа изучения дисциплины
- 2.2 Список вопросов для подготовки к экзамену
- 2.3 Теоретические занятия (лекции)
- Контрольная работа № 1 «Управление как система знаний»
- 3. Понятие связи, их теоретические интерпретации, а также отношений, ценностей и чувств в управлении
- 4. Решения в системах управления: принятие и исполнение, роль проблем в управлении
- 5. Выводы
- Контрольная работа № 2 «Сравнительный анализ и проектирование управления реальным бизнесом, органов муниципальной и государственной власти»
- Контрольная работа № 3 «Управление изменениями»
- 2. Диагностика как форма управленческого исследования
- 3. Формы организационного поведения
- 4. Менеджмент как управление
- 5. Эффективность управления: факторы и показатели