2.3 Теоретические занятия (лекции)
Тема 1. Сущность и методологические основы управления организацией.
1.1. Сущность менеджмента и управления организацией.
1.2. Методологические основы управленческой науки.
Тема 2. История развития управленческой мысли и практики.
2.1. Возникновение управленческой мысли.
2.2. Научная мысль прошлого об управлении.
2.3. Предпосылки возникновения науки управления.
2.4. Развитие науки управления в России.
Тема 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом.
3.1 Школа научного управления Ф.У. Тейлора и его последователи (1885−1920 гг.).
3.2 Административная (классическая) школа управления А. Файоля (1920−1950 гг.).
3.3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») Э. Мэйо (1930 – 1950 гг.).
3.4. Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. по настоящее время).
Тема 4. Сущность и содержание теории управления
4.1. Объект и предмет теории управления.
4.2. Законы управления и их характеристики.
4.3. Управленческая деятельность и ее особенности.
4.4. Методы управленческой деятельности.
Тема 5. Системный подход в управлении
5.1. Исторические предпосылки и познавательные основы системного подхода.
5.2. Целостность мира и феномен интеграции. Три уровня масштабности систем.
5.3. Естественный и искусственный мир Герберта Саймона.
5.4. Системность в управлении.
Тема 6. Организационные формы и структуры управления.
6.1. Организационная структура управления, ее структура.
6.2. Связи управления, их организационные структуры.
6.2.1. Линейная система.
6.2.2. Функциональная система.
6.2.3. Линейно-функциональная система.
6.2.4. Матричная система.
Тема 7. Процесс управления и его содержание.
7.1. Понятие управления.
7.2. Процесс управления и его функция.
7.3. Принципы управления.
7.4. Синергетика и управление.
Тема 8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения.
8.1. Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения.
8.2. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений.
8.3. Классификация (типология) управленческих решений.
8.4. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
8.5. Организация контроля за выполнением решения.
8.6. Руководитель в процессе принятия и реализации решения.
8.7. Принятие решений в государственном и муниципальном управлении.
Тема 9. Общие функции управления.
9.1. Роль и содержание функции планирования.
9.1.1. Структура планово-управленческих работ.
9.2. Процесс прогнозирования и механизм социального планирования.
9.3. Организационная функция.
9.4. Функция регулирования.
9.5. Значение и содержание функции координирования.
9.6. Функция стимулирования.
9.7. Контрольная функция.
9.8. Система функций органов государственной
власти и управления.
Тема 10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении.
10.1. Понятие информации.
10.2. Роль и место информации в управлении.
10.3. Информационные процессы в социальных сферах.
10.4. Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении.
10.5. Информация как основа государственного управления.
Тема 11. Эффективность процесса управления.
11.1. Общее понятие эффективности управления.
11.2. Понятие эффективности и социальное управление.
Тема 12. Основы теории социального управления.
12.1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания.
12.2. Сущность и содержание социального управления.
12.3. История управленческих революций.
Тема 13. Человек в системе управления.
13.1. Личность как объект управления.
13.2. Личность как субъект управления.
13.3. Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе.
13.4. Теория человеческого и социального капитала.
Тема 14. Система государственного управления.
14.1. Государственное управление как социальное и системное явления.
14.2. Социальный механизм государственного управления.
14.3. Субъекты и объекты государственного управления.
14.4. Виды целей государственного управления
14.5. Система государственной службы в Российской Федерации.
14.6. Управленческая деятельность
государственной службы.
14.7. Этика государственного служащего.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Студенты дистанционной формы обучения ТУСУРа по специальности «Государственное и муниципальное управление» должны написать в течение первого семестра одну контрольную работу, а в течение второго семестра – две контрольные работы по дисциплине «Теория управления».
При написании контрольных работ студенты должны продемонстрировать хорошее знание основных концепций по проблемам избранных тем, способность анализировать различные позиции и точки зрения, вырабатывать самостоятельный подход к ним, аргументировать свою позицию, обобщать конкретный материал и формулировать при этом соответствующие выводы, рекомендации и предложения.
В контрольных работах должны быть освещены, прежде всего, теоретические аспекты выбранных тем, т.е. основные концептуальные положения, их достоинства и недостатки, показаны и проанализированы существующие проблемы, возможные подходы к их решению.
При изложении материала в контрольных работах должен использоваться понятийный аппарат теории управления.
Набор текста контрольных работ должен быть выполнен в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером 14 с параметрами страницы: размер – формат А4, поля со всех сторон − 2 см; от края колонтитула – 1 см; страницы нумеруются сверху от центра и осуществляться в режиме автоматического переноса с выравниванием по ширине через одинарный интервал. Абзацный отступ − 0, 75.
Набор формул производить в редакторе формул Microsoft Equation 3.0. Обозначения буквами латинского алфавита выполняются курсивом, греческого – прямым шрифтом.
Заголовки разных уровней набирать различными шрифтами (например, заголовки разделов − жирными прописными буквами шрифта Arial; заголовки подразделов − жирными строчными; пунктов – жирным курсивом).
Знак «точка» в конце заголовков не ставится. Заголовки располагать по «центру» или с абзацным отступом. Ключевые слова, понятия и определения выделять в зависимости от уровня важности различными способами: прямым жирным шрифтом, курсивом жирным или светлым, набивкой «в разрядку».
Рисунки, формулы, таблицы, примеры нумеруются в пределах каждого раздела (например, раздел 1: формула (1.1); (1.2) и т.д.). Номер и заголовок рисунка приводятся под рисунком. Номер таблицы располагается слева от таблицы, после которого помещается заголовок таблицы.
Предлагаемый материал должен быть хорошо структурирован, рубрикационные заголовки следует излагать в краткой и лаконичной формулировке. Все аббревиатуры, кроме общепринятых, необходимо раскрыть в первом случае употребления.
Развёрнутое заключение со структурированными выводами и указанием, какова степень новизны данной работы, где и как она может использоваться.
В работе обязательны ссылки на источники. Ссылки делаются по нарастающей (например, на 1 странице ссылки под номерами 1, 2, 3, 4; на второй – 5 и 6 и т.д.). Сами источники указываются в конце работы, а ссылки − внизу каждой страницы. Форма ссылки на книгу: Фамилия, инициалы автора. Название книги. Город, где издана книга. Издательство, которое издавало книгу. Год издания. Номера страниц, с которых почерпнута информация.
Пример ссылки на книгу:
Эддоус М., Стэнфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ. – М., Дело, 2003. – С. 34–35.
Пример ссылки на журнальную статью:
Голдман М. Теория управления в США и России: сравнительный анализ //Проблемы теории и практики управления, 1997. - №1. – С. 26–31.
Пример ссылки на источник из Интернета:
www.dwnet.ru 15 ноября 2004 года (указывается дата, когда Вы заходили на тот или иной сайт).
Объём контрольных работ – от 15 страниц, в него не включены титульный лист, оглавление и перечень источников.
В контрольных работах обязателен анализ эмпирической (жизненной, а не только книжной) практики.
- Содержание
- 1. Сущность и методологические основы управления организацией
- 1.1 Сущность менеджмента и управления организацией
- 1.2 Методологические основы управленческой науки
- Контрольные вопросы
- 2. История развития управленческой мысли и практики
- 2.1 Возникновение управленческой мысли
- 2.2 Научная мысль прошлого об управлении
- Предпосылки возникновения науки управления
- Принципы бюрократии м. Вебера:
- 2.4 Развитие науки управления в России
- Контрольные вопросы
- 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом
- 1. Школа «научного управления».
- 2. Административная (классическая) школа.
- 3. Школа психологии (ее два крыла − школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»).
- 4. Школа «Науки управления» – количественные (экономико-математические) методы, исследование операций.
- 3.1 Школа научного управления. Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.)
- 3.2 Административная (классическая) школа управления. А. Файоль (1920 – 1950 гг.)
- 3.3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») э. Мэйо (1930 – 1950 гг.)
- 3.4 Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. По настоящее время)
- Основные положения теории систем в управлении
- 4. Сущность и содержание теории управления
- 4.1 Объект и предмет теории управления
- 4.2 Законы управления и их характеристики
- 4.3 Управленческая деятельность и ее особенности
- 4.4 Методы управленческой деятельности
- 5. Системный метод в управлении
- 5.1 Исторические предпосылки системного подхода
- 5.2 Целостность мира и феномен интеграции. Три уровня масштабности систем
- 5.3 Естественный и искусственный мир Герберта Саймона
- Системность в управлении
- 6. Организационные формы и структуры управления
- 6.1 Организационная система управления, ее структура
- 6.2 Связи управления, их организационные структуры
- 6.2.1 Линейная система
- 6.2.2 Функциональная система
- 6.2.3 Линейно-функциональная система
- 6.2.4 Матричная система
- 7. Процесс управления и его содержание
- 7.1 Понятие управления
- Функции управления по характеру деятельности
- 7.2 Процесс управления и его функция
- 7.3 Принципы управления
- 7.4 Синергетика и управление
- 8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения
- Процесс
- Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения
- Выбор оптимального варианта из числа возможных решений
- Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений
- Классификация (типология) управленческих решений
- Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 8.5 Организация контроля за выполнением решения
- 8.6 Руководитель в процессе принятия и реализации решений
- 8.7 Принятие решений в государственном и муниципальном управлении
- 9. Общие функции управления
- 9.1 Роль и содержание функции планирования
- 9.1.1 Структура планово-управленческих работ
- 9.2 Процесс прогнозирования в механизме социального планирования
- 9.3 Организационная функция
- 9.4 Функция регулирования
- 9.5 Значение и содержание функции координирования
- 9.6 Функция стимулирования
- 9.7 Контрольная функция
- 9.8 Система функций органов государственной власти и управления
- 10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении
- 10.1 Понятие информации
- 10.2 Роль и место информации в управлении
- 10.3 Информационные процессы в социальных средах
- 10.4 Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении
- 10.5 Информация как основа государственного управления
- Источники информации
- 11. Эффективность процесса управления
- 11.1 Понятие эффективности управления, результативности, производительности в менеджменте
- 11.2 Понятие эффективности и социальное управление
- 12. Основы теории социального управления
- 12.1 Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания
- 12.2 Сущность и содержание социального управления
- 12.3 История управленческих революций
- 13. Человек в системе управления
- 13.1 Личность как объект управления
- 13.2 Личность как субъект управления
- 13.3 Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе
- 13.4 Теория человеческого и социального капитала
- 14. Система государственного управления
- 14.1 Государственное управление как социальное
- И системное явление
- Специфика государственного управления.
- 14.2 Социальный механизм государственного управления
- 14.3 Субъекты и объекты государственного управления
- 14.4 Виды целей государственного управления
- 14.5 Система государственной службы в Российской Федерации
- 14.6 Управленческая деятельность государственной службы
- Функции государственной службы
- 14.7 Этика государственного служащего
- Этические принципы государственного служащего
- Краткий словарь основных терминов
- Рабочая программа учебной дисциплины «теория управления»
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1 Цели и задачи курса
- 1.2 Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.3 Формы контроля
- Раздел 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2.1. Программа изучения дисциплины
- 2.2 Список вопросов для подготовки к экзамену
- 2.3 Теоретические занятия (лекции)
- Контрольная работа № 1 «Управление как система знаний»
- 3. Понятие связи, их теоретические интерпретации, а также отношений, ценностей и чувств в управлении
- 4. Решения в системах управления: принятие и исполнение, роль проблем в управлении
- 5. Выводы
- Контрольная работа № 2 «Сравнительный анализ и проектирование управления реальным бизнесом, органов муниципальной и государственной власти»
- Контрольная работа № 3 «Управление изменениями»
- 2. Диагностика как форма управленческого исследования
- 3. Формы организационного поведения
- 4. Менеджмент как управление
- 5. Эффективность управления: факторы и показатели