5. Эффективность управления: факторы и показатели
Изучите факторы и показатели эффективности частного, государственного и муниципального управления. Проведите анализ концепций эффективности, изучив возможности управления эффективностью в системе управления и проблемы применения понятия эффективности к управлению.
Литература:
1. Аконфф Р., Эмери Ф. О. целеустремлённых системах. – М., 1974.
2. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. – М., 2000.
3. Анализ и обоснование хозяйственных решений. – М., 1991.
4. Бовыкин В. Новый менеджмент: Управление предприятиями на уровне высших стандартов: Теория и практика эффективного управления. – М., 1997.
5. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. 2-е изд. – М., 2000.
6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Информационные системы управления: социальные, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО «Крылья», 2000.
7. Диев В.С. Управленческие решения: неопределённость, модели, интуиция. − Новосибирск, НГУ, 1998.
8. Ехлаков Ю.П., Ходжаев Г.А. Информационные системы управления. Учебник. − М., МГГУ, 2001.
9. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХI веке: Пер. с англ.: Учеб. пос. – М., 2000.
10. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. – М., 1996.
11. Игнатова А.В., Максимцев М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
12. Исаев И.А. История России: традиции государственности. – М., 1995.
13. История государственного управления в России: Учебник для вузов / под ред. Марковой А.Н. – М., 1997.
14. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник для вузов. – Минск, 1998.
15. Кезин А.В. Менеджмент: методическая культура. Учеб. пос. – М., 2001.
16. Лафта Д.К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. − М., 1999.
17. Лебрати Ж.-Ф. Интуиция в управленческих решениях// Соц. и гум.науки: Р.Ж. Сер.2, Экономика: Отечеств. и заруб. лит-ра. – 1998. – №2. – С.143–145.
18. Людвиг фон Мизес. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции./Пер. с англ. – М., 2001.
19. Менеджмент и рынок: германская модель – М., 1995.
20. Мескон М. и др. Основы менеджмента. – М., 1997.
21. Митин А.Н. Формирование системы управления персоналом: основные понятия, структурно-логические схемы, методические рекомендации. – Е., УрАГС, 1999.
22. Психология управления. Курс лекций. – Новосибирск, Сибирское соглашение; ИНФРА – М., 2000.
23. Управление персоналом в системе государственной службы. Учебное пособие/Аксёнова Е.А и др. – МГУ, 1998.
24. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г., Управление – это наука и искусство. Пер. с англ. – М., 1992.
25. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М., 1991.
26. Функ Я.И. Акционерное общество: история и теория (Диалектика свободы). − Минск, 1999.
27. Хозяйственные реформы в России (IX−XX): Учеб. пос. / под ред. А.Н. Романова, Марковой А.Н. – М., 1993.
28. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: ( Искусство менеджера). – 2-е изд. – М., 1996.
29. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении: Учебное пособие. – М., 2000.
30. Эддоус М., Стэнфилд Р. Методы принятия решения. Пер. с англ. − М., 1997.
- Содержание
- 1. Сущность и методологические основы управления организацией
- 1.1 Сущность менеджмента и управления организацией
- 1.2 Методологические основы управленческой науки
- Контрольные вопросы
- 2. История развития управленческой мысли и практики
- 2.1 Возникновение управленческой мысли
- 2.2 Научная мысль прошлого об управлении
- Предпосылки возникновения науки управления
- Принципы бюрократии м. Вебера:
- 2.4 Развитие науки управления в России
- Контрольные вопросы
- 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом
- 1. Школа «научного управления».
- 2. Административная (классическая) школа.
- 3. Школа психологии (ее два крыла − школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»).
- 4. Школа «Науки управления» – количественные (экономико-математические) методы, исследование операций.
- 3.1 Школа научного управления. Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.)
- 3.2 Административная (классическая) школа управления. А. Файоль (1920 – 1950 гг.)
- 3.3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») э. Мэйо (1930 – 1950 гг.)
- 3.4 Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. По настоящее время)
- Основные положения теории систем в управлении
- 4. Сущность и содержание теории управления
- 4.1 Объект и предмет теории управления
- 4.2 Законы управления и их характеристики
- 4.3 Управленческая деятельность и ее особенности
- 4.4 Методы управленческой деятельности
- 5. Системный метод в управлении
- 5.1 Исторические предпосылки системного подхода
- 5.2 Целостность мира и феномен интеграции. Три уровня масштабности систем
- 5.3 Естественный и искусственный мир Герберта Саймона
- Системность в управлении
- 6. Организационные формы и структуры управления
- 6.1 Организационная система управления, ее структура
- 6.2 Связи управления, их организационные структуры
- 6.2.1 Линейная система
- 6.2.2 Функциональная система
- 6.2.3 Линейно-функциональная система
- 6.2.4 Матричная система
- 7. Процесс управления и его содержание
- 7.1 Понятие управления
- Функции управления по характеру деятельности
- 7.2 Процесс управления и его функция
- 7.3 Принципы управления
- 7.4 Синергетика и управление
- 8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения
- Процесс
- Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения
- Выбор оптимального варианта из числа возможных решений
- Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений
- Классификация (типология) управленческих решений
- Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 8.5 Организация контроля за выполнением решения
- 8.6 Руководитель в процессе принятия и реализации решений
- 8.7 Принятие решений в государственном и муниципальном управлении
- 9. Общие функции управления
- 9.1 Роль и содержание функции планирования
- 9.1.1 Структура планово-управленческих работ
- 9.2 Процесс прогнозирования в механизме социального планирования
- 9.3 Организационная функция
- 9.4 Функция регулирования
- 9.5 Значение и содержание функции координирования
- 9.6 Функция стимулирования
- 9.7 Контрольная функция
- 9.8 Система функций органов государственной власти и управления
- 10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении
- 10.1 Понятие информации
- 10.2 Роль и место информации в управлении
- 10.3 Информационные процессы в социальных средах
- 10.4 Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении
- 10.5 Информация как основа государственного управления
- Источники информации
- 11. Эффективность процесса управления
- 11.1 Понятие эффективности управления, результативности, производительности в менеджменте
- 11.2 Понятие эффективности и социальное управление
- 12. Основы теории социального управления
- 12.1 Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания
- 12.2 Сущность и содержание социального управления
- 12.3 История управленческих революций
- 13. Человек в системе управления
- 13.1 Личность как объект управления
- 13.2 Личность как субъект управления
- 13.3 Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе
- 13.4 Теория человеческого и социального капитала
- 14. Система государственного управления
- 14.1 Государственное управление как социальное
- И системное явление
- Специфика государственного управления.
- 14.2 Социальный механизм государственного управления
- 14.3 Субъекты и объекты государственного управления
- 14.4 Виды целей государственного управления
- 14.5 Система государственной службы в Российской Федерации
- 14.6 Управленческая деятельность государственной службы
- Функции государственной службы
- 14.7 Этика государственного служащего
- Этические принципы государственного служащего
- Краткий словарь основных терминов
- Рабочая программа учебной дисциплины «теория управления»
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1 Цели и задачи курса
- 1.2 Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.3 Формы контроля
- Раздел 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2.1. Программа изучения дисциплины
- 2.2 Список вопросов для подготовки к экзамену
- 2.3 Теоретические занятия (лекции)
- Контрольная работа № 1 «Управление как система знаний»
- 3. Понятие связи, их теоретические интерпретации, а также отношений, ценностей и чувств в управлении
- 4. Решения в системах управления: принятие и исполнение, роль проблем в управлении
- 5. Выводы
- Контрольная работа № 2 «Сравнительный анализ и проектирование управления реальным бизнесом, органов муниципальной и государственной власти»
- Контрольная работа № 3 «Управление изменениями»
- 2. Диагностика как форма управленческого исследования
- 3. Формы организационного поведения
- 4. Менеджмент как управление
- 5. Эффективность управления: факторы и показатели