1.6. Факторы, условия и барьеры карьерного роста
Успех продвижения менеджера по этапам трудовой карьеры зависит от ряда объективных и субъективных факторов:
• времени начала, силы и устойчивости трудовой профессиональной мотивации;
• личных энергетических, интеллектуальных возможностей и функциональных способностей к адаптации и включению в данный вид трудовой деятельности, зависящих от временных фаз его жизненных, трудовых и семейных условий;
• степени социальной зрелости работника, направленности его жизненных и трудовых интересов, трудового и жизненного опыта, определяющего приоритеты поведения в соответствии с его потребностями и ценностными установками;
• характера микросреды в производственном коллективе, стиля и методов взаимоотношений подчинённых и руководства, содержания труда, степени соответствия содержания работы личным потребностям и интересам работника;
• условий и перспектив должностного и квалификационного роста, определяющих не только возможности увеличения материального благосостояния, но и удовлетворение потребностей человека в самовыражении, признании, самоутверждении;
• устойчивости, стабильности и демократичности функционирования государственных и социально-правовых институтов, нормализующих миграционную, экологическую и демографическую ситуации в стране, создающих уверенность работника в завтрашнем дне и рождающих чувство стабильности и безопасности;
• ситуативных, случайных обстоятельств, вносящих элемент вероятности в развитие трудовой деятельности человека.
Современные социальные условия, сложившиеся в России, оказывают значительное влияние на формирование карьеры.
Е. Молл выделяет четыре группы условий.
Общение — изменение количества и качества информационных потоков и процедур принятия решений, расширение международных связей; к должностному продвижению ведут способность к обучению и коммуникативность; тормозят карьерный рост догматизм, консерватизм, ригидность.
Социально-экономические условия — изменение форм собственности, освоение предпринимательской деятельности путем проб и ошибок; расслоение общества, что ведет к тому, что движущим мотивом карьеры становится завоевание и упрочение своего мест, происходит ограничение в личностном развитии: чрезмерная ориентация на рынок, краткосрочные цели, усиленный контроль за результатами финансовых операций; успешной карьере способствует разнообразие сфер деятельности и создание новых уровней систем управления.
Кризисные условия — криминальный контроль, повышенный риск препятствуют успешной карьере, происходят нарушения в потребностно-мотивационной сфере в связи с легализацией черного бизнеса, несовершенством рыночных механизмов; реальное преимущество приобретают лица, не обремененные моралью; кризисные условия делают невозможным планирование карьеры, так как большое значение приобретают личные связи и протекция, нестабильность и неопределенность; для развития карьеры характерны иллюзии мгновенного восхождения по управленческой лестнице, безнаказанность и негативная оценка событий, отрицание систематической подготовки руководителей, социально неодобряемые приемы успешной карьеры.
Кадровые условия — формируется новая система подготовки специалистов; причем нет четко установленных представлений о служебной иерархии, не всегда должным образом ценятся квалификация и опыт работы, возраст; имеет место кризис в управленческой мотивации, который выражается в уходе от ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что за последние годы возможности карьерного роста расширились для всех, особенно для людей активных, способных обучаться новому, имеющих личные связи. Карьера утратила функции последовательно выявления сильных и нейтрализации слабых сторон руководителя.
Исследователи обращают внимание на две группы факторов, определяющих формирование карьеры.
Во-первых, это факторы, связанные непосредственно с человеком, — его способности и интересы, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса, особенности специализации и т. д.
Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием с окружающими людьми и организацией, влияние других людей на профессиональную карьеру человека (например, материальные возможности родительской семьи при получении образования, планирование собственной семьи и сочетание интересов семьи и организации, достижение организационного «плато» карьеры, потребность организации в специалистах данного профиля и т. д.).
Обобщая отечественные и зарубежные исследования, в качестве инварианта профессионализма, определяющего карьерный успех, можно выделить (М. В. Сафонова, 1999):
образованность;
системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решений, умение мыслить одновременно масштабно и реалистически;
коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей;
высокий уровень саморегуляции: умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость;
деловая направленность: активность, настойчивость, целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма;
ясная Я-концепция, реалистическое восприятие своих способностей и возможностей, высокое (адекватное) самоуважение.
Американская исследовательница С. Донелл, опросив 2,5 тыс. руководителей, выявила несколько основных причин неудач в карьере руководителей:
желание получать более высокое жалованье, иметь личный комфорт, а не заботиться о результативности руководимых подразделений;
чрезмерное волнение по поводу символов положения (дом, квартира, кабинеты, машины);
волнение по поводу собственной персоны;
склонность присваивать себе всевозможные лавры;
склонность к самоизоляции и, как следствие, постепенная потеря связи с окружающими;
желание скрыть свои мысли и чувства, прежде всего свой гнев и страх. Индивидуальными личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха, являются:
недостаток личностного потенциала (отсутствие необходимых качеств, низкая мотивация, экстернальный локус контроля);
нерешительность, тревожность, эмоциональная нестабильность;
неконструктивные установки относительно достижений (боязнь успеха);
боязнь неудачи, нереалистичность целей, избегание риска;
перфекционизм (преобладание в структуре личности направленности на себя, а не на дело).
Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить следующие правила:
• Не теряйте времени на работу с безынициативным, неперспективным начальником, сделайтесь нужным инициативному, оперативному руководителю; расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки; готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится или станет вакантной.
• Познайте и оцените других людей, важных для вашей карьеры (родителей, членов семьи, друзей).
• Составляйте план на сутки и на всю неделю, в котором оставляйте место для любимых занятий.
• Помните, что всё в жизни меняется: вы, ваши занятия и навыки, рынок, организация, окружающая среда; оценить эти изменения — важное для карьеры качество; ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организации.
• Никогда не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается в нашей памяти не таким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлого не вернёшь.
• Не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрей, чем у других; увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо. Думайте об организации как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда; не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поисках новой работы надейтесь, прежде всего, на себя.
Задание к параграфу 5.1.6.
Какие из инвариантов профессионализма у Вас, на Ваш взгляд, развиты (по Сафоновой)? Ответ обоснуйте.
Определите условия необходимые для Вашей успешной карьеры.
Какие из Ваших индивидуальных личностных факторов могут препятствовать достижению карьерного успеха?
- В.Н. Черепанова планирование карьеры
- Учебно-методический комплекс
- В.Н. Черепанова планирование карьеры
- 1. Цель и задачи дисциплины «Планирование карьеры»
- Изучение курса «Планирование карьеры» требует от студента интеграции знаний по таким дисциплинам, как философия, социология, психология, социология управления.
- 2. Учебный план изучения дисциплины
- Тематический план дисциплины
- 3. Содержание лекционных занятий Раздел I. Планирование карьеры
- Тема 1. Карьера
- Тема 2. Планирование карьеры
- Как условие его карьерного роста
- Тема 9. Аудиальная составляющая имиджа
- Тема 10. Ольфакторная и кинестетическая составляющие имиджа
- Тема 11. Вещный мир как составляющая имиджа
- Тема 12. Выбор модели поведения
- 4. Методические указания к практическим занятиям
- 4.1. Цель и задачи практических занятий по дисциплине
- 4.2. Содержание практических занятий Раздел I. Планирование карьеры
- Как условие его карьерного роста
- Защита проектов личностного и профессионального саморазвития.
- 4. 3. Введение
- 3. Тестовый материал к практическим занятиям
- Тест г. Айзенка (исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма человека)
- Тест: ваша коммуникативная установка
- Имидж мужчины
- Имидж женщины
- «Шкала принятия других» Фейя
- Бланк к «Шкале принятия других» Фейя
- «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла
- Бланк к «Шкале доброжелательности» Кэмпбелла
- Ключ к «Шкале доброжелательности» Кэмпбелла
- Интерпретация результатов
- «Шкала доверия» Розенберга
- «Шкала враждебности» Кука-Медлей
- Модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» Шутца (омо)
- Тест к.Томаса
- Практическое задание 10
- 5. Методические указания по изучению дисциплины «Планирование карьеры» и организации самостоятельной работы студентов
- 5.1. Цель и задачи самостоятельного изучения дисциплины
- 5.2 Содержание тем самостоятельной работы
- 5.3.Краткий курс лекций
- Карьера: социологический и психологический аспекты
- 5.1.1. Содержание понятия “карьера”, виды карьеры
- Выпишите ключевые слова, раскрывающие карьера
- Внутриорганизационная
- 5.1.2. Психологические аспекты карьеры
- 5.1.3. Этапы карьеры
- 5.1.3.1.Этапы карьеры и потребности менеджера
- Этапы карьеры и потребности менеджера
- 5.1.3.3.Стадии карьеры
- 5.1.3.4. Кризисы в карьере
- Задания параграфу 5.1.3.
- 5.1.4. Типы карьеры
- 5.1.5. Уровень карьеры.
- 1.6. Факторы, условия и барьеры карьерного роста
- 5.1.7. Гендерный аспект построения карьеры
- 5.1.8. Карьерные ориентации
- 5.1.9.Цели карьеры
- Глава 2.
- 5.2.2. Развитие позитивного имиджа государственного служащего: сущностный подход
- 5.2.3.Развитие позитивного имиджа государственного служащего: структурный подход
- 5.4. Письменное задание
- 5.5.Литература
- Технология написания контрольной работы
- Примерные темы контрольных работ
- Структура контрольной работы
- Требования к оформлению курсовой работы
- Анализ я-концепции
- 2.1.Анализ биогенных, социогенных и профессиональных качеств реального «я»
- 7. Примерная тематика контрольных работ
- 8. Вопросы к зачету по дисциплине «Планирование карьеры»
- Карьерные ориентации
- 9. Тестовые задания для проверки остаточных знаний
- 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 11. Глоссарий
- Приложение 1
- Приложение 2 Содержание
- Введение 2
- Глава 1. Планирование карьеры государственного служащего 3
- Глава 2. Анализ я-концепции 13
- Глава 3. Развитие адекватной самооценки 23