logo
УМК План карьеры СКСТ

Глава 2.

Развитие индивидуального имиджа менеджера в позитивный как условие его карьерного роста

5.2.1. Имидж государственного служащего: сущность и функции

Анализ работ, посвященных изучению имиджа, показал многообразие подходов к пониманию его содержательной основы, структуры и функций. Но, тем не менее, возможно выделить некоторые общие положения:

Анализ специальной литературы показал, что имидж государственного служащего как интегративная характеристика внешнего и внутреннего содержания личности, существенно влияющая на эффективность деятельности, практически не рассматривается. Для того, что бы определить имидж специалиста, учитывая специфику его деятельности потребовалось обратиться к следующим областям знаний: философии; этике; эстетике; культурологии; этнографии; социологии; общей и социальной психологии; цветопсихологии; семиотике; валеологии и экологии; эргономике и дизайну; имиджелогии, определившей некоторые ориентиры в области формирования имиджа человека как социально желательного образа. На основании чего мы дали следующее определение имиджу государственного служащего:

Индивидуальный позитивный имидж государственного служащего интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, а также качеств, определяющих его профессиональное мастерство, находящийся в гармоничном взаимодействии с природой, социумом, культурой и самим собой, способствующий повышению эффективности деятельности, основанной на демократических принципах.

Как следует из определения, имидж – это динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии с природой, социумом и культурой, которая зависит от уровня сбалансированности отношений различных индивидных (темперамент), личностных (потребностей, способностей, Я-концепции, ценностных ориентаций, установок, знаний) образований. Состояние индивидуального имиджа может быть как позитивным, при его гармоничном взаимодействии с природной, социальной и культурной средой и при высоком уровне сбалансированности личностных образований, так и негативным - при негармоничном взаимодействии имиджа со средой, при низком уровне сбалансированности личностных образований или при наличии того и другого фактора.

Рассмотрение функций имиджа специалиста, которые мы выделили, анализируя работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, В.Н. Парфенова, посвященные классификации функций личности как субъекта общения, позволяет оценить значение и последствия состояния индивидуального имиджа государственного служащего в его профессиональной деятельности. При этом мы исходили из положения, что имидж выступает неотъемлемой частью субъекта общения.

Коммуникативные функции имиджа специалиста. В процессе общения осуществляется взаимосвязь участников коммуникации. Передаваемая информация определяет характер образующейся взаимосвязи. Он либо укрепляет единство участников (происходит образование общности) если знаки, передаваемые специалистом, позитивны, что может быть обеспечено только позитивным индивидуальным имиджем, либо обособляет их друг от друга, разрывая групповое единство, в случае, если имидж негативен.

Информационные функции имиджа специалиста. Информационная функция в процессах общения осуществляется в единстве с коммуникативной. Обработка информации, полученной по каналам в виде знаков и их комплексов (знаки, представленные во внешнем виде специалиста, в его словах, жестах, мимике и т.д.) возможна за счет того, что за каждым знаком закреплены символы. Информационный аспект общения связан с проблемами семиотики и языка. Эффективность информационных функций зависит от того, насколько гармоничен индивидуальный имидж партнеров, так как эта гармония позволяет привести в соответствие систему «знак – значение», адекватная взаимозависимость которых в процессах передачи-приема информации обеспечивает уровень взаимопонимания между участниками коммуникативного процесса.

Когнитивные функции имиджа специалиста. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений. Когнитивные функции последовательно включаются вслед за коммуникативными и информационными и направлены на интерпретацию отношения «знак-значение» в целях определения смысла.

Эмотивные функции имиджа специалиста. В процессах общения переживание отношений находит вторичное отражение в различных видах отношений к специалисту (симпатии – антипатии, любви – ненависти, дружбе – вражде и др.). Позитивный индивидуальный имидж способствует возникновению положительных эмоциональных проявлений у реципиента, определяет психологический фон взаимодействия, стимулируя или ослабляя активность участников коммуникативного процесса в совместной деятельности, интегрируют или разрушают общность, создают настроение, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.

Конативные функции имиджа специалиста. В процессах общения конативные функции направлены на согласование и координацию взаимодействий участников коммуникативного процесса. Отношение к специалисту, сформированное на эмотивном уровне, при восприятии и осмыслении имиджа определяет поведение партнера, который либо корректирует свои позиции, принимает участие в выработке общих планов взаимодействия, новых взглядов на окружающую действительность, общественное поведение, либо уклоняется от содеятельности.

Креативные функции имиджа специалиста. Креативные функции позитивного индивидуального имиджа специалиста направлены на преобразование участников коммуникации в процессе общения, которое обеспечивается специальными механизмами психической деятельности, к которым относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение, благодаря им происходят изменения во взглядах, в поведении и качествах личности.