logo
УМК План карьеры СКСТ

4. 3. Введение

Успешность индивидуальной карьеры зависит как от внешних факторов – условий для карьерного продвижения, объективно существующих в организации, так и от внутренних, присущих самому субъекту. На первый взгляд может показаться, что два набора этих факторов несводимы вместе. К счастью это не так. Есть феномен, развитие которого самым активным образом влияет как на отношение к сотруднику со стороны руководства организации, существенно увеличивая возможности его карьерного роста, так и на расширение профессиональных и социальных компетенций работника. Этот феномен называется «имидж».

Следует согласиться с утверждением В.М.Шепеля о том, что имидж - это собирательное понятие. Это облик, т.е. та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на которых надежно держится имидж конкретной личности.

Рассматривая структуру имиджа, группа авторов (Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997) отмечает, что понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Авторы выделяют следующие слагаемые имиджа:

  1. 1. Профессионализм и компетентность.

2. Нравственная надежность.

Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и страстишек и его идеал - вседозволенность.

  1. Гуманитарная образованность.

Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке.

  1. Компетентность в области психотехнологий.

Психотехнология рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой.

Исследователи Центра политического консультирования «Никколо М» (Имидж лидера / Отв. ред. Е.В. Егорова-Гантман. – М.: Общ-во «Знание» России, 1994) выделяют следующие составляющие имиджа:

1. Персональные характеристики - физические, психофизио-логические особенности, характер, тип личности.

2. Социальные характеристики - статус личности, который включает не только статус, связанный с занимаемой официальной позицией, но также и с происхождением, богатством. Со статусом тесно связаны модели ролевого поведения. Кроме того, они включают связь личности с различными социальными группами, с теми, интересы которых она представляет. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается личность.

3. Символические характеристики - связаны с идеологиями, которые не меняются в течение десятилетий, а также с еще более постоянными культурными архетипами.

Имидж - категория относительно постоянная. Существует так называемое ядро имиджа, черты личности, заложенные генетически и в раннем детстве. При искусственном конструировании имиджа, если не принимается во внимание это ядро, имидж не может быть устойчивым. Произойдет отчуждение человека от собственной индивидуальности, потеря подлинной идентификации с самим собой. Человек неизбежно вступит на путь ложной идентификации. В критической идентификации сущность человека останется той, которая была сформирована генетически и в ходе первичной социализации. Все ложное, наносное, не соответствующее личности проявится в любой момент.

По мнению В.В.Бойко в деловом общении имидж выполняет несколько функций. Основная задача - вызвать доверие у партнера. Партнер, естественно, хочет иметь дело с порядочным, честным человеком, который не обманет и не подведет, на которого можно полностью положиться. Не должны вызывать сомнение ни нравственные, ни коммуникативные, ни профессиональные качества делового человека. Только в этом случае с ним можно заключать сделку, вверить ему свои интересы и материальные средства. С меркой «вызвает доверие или нет» люди относятся к политикам, юристам, брокерам, парикмахерам и, конечно, к банковским служащим - ко всем, от кого зависит личный интерес.

Способность вызвать доверие у партнера - предмет особой заботы делового человека, рассчитывающего на успех. Создавая свой имидж, невозможно обойтись без знаний различных тонкостей психологии доверия. Главное здесь - соответствовать ожиданиям партнера или клиентов. Это могут быть ожидания привычного стиля поведения, манеры держаться и говорить, одеваться и принимать решения. Люди хотят, чтобы соблюдались национальные традиции и нормы культуры. Они предпочитают иметь дело с физически и психически здоровыми участниками совместной деятельности. По крайней мере, так бывает, когда деловые партнеры имеют возможность выбирать друг друга, когда их общение добровольно, а не навязано.

Роль имиджа, вызывающего доверие партнеров в деловом взаимодействии, тем значимее, чем демократичнее общество. Если партнер по деловому общению вызывает доверие, то его имидж выполняет также дополнительные функции - создает предпосылки для эффективной совместной деятельности. Есть доверие - значит, есть шанс для развития отношений, есть возможность откровенно излагать свои проблемы и надежда на достижение целей. Есть доверие - значит, исчезает лишняя настороженность, общение идет в соответствии с предпочитаемыми нормами и в желательной манере.

Таким образом, анализ работ, посвященных изучению имиджа, показал многообразие подходов к пониманию его содержательной основы, структуры и функций. Но, тем не менее, возможно выделить некоторые общие положения:

Анализ специальной литературы показал, что имидж банковского служащего как интегративная характеристика внешнего и внутреннего содержания личности, существенно влияющая на эффективность деятельности, практически не рассматривается. Для того, что бы определить имидж специалиста, учитывая специфику его деятельности потребовалось обратиться к следующим областям знаний: философии; этике; эстетике; культурологии; этнографии; социологии; общей и социальной психологии; цветопсихологии; семиотике; валеологии и экологии; эргономике и дизайну; имиджелогии, определившей некоторые ориентиры в области формирования имиджа человека как социально желательного образа. На основании чего, мы дали следующее определение имиджу специалиста в области банковских услуг:

Индивидуальный позитивный имидж специалиста интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, а также качеств, определяющих его профессиональное мастерство; находящийся в гармоничном взаимодействии с природой, социумом, культурой и самим собой, способствующий повышению эффективности деятельности, основанной на демократических принципах.

Как видно из определения, имидж – динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии с природой, социумом и культурой; зависящая от уровня сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, способностей, ценностных ориентаций, установок, Я-концепции и т.д.). Состояние индивидуального имиджа может быть как позитивным, при гармоничном взаимодействии его с природной, социальной и культурной средой и при высоком уровне сбалансированности личностных образований, так и негативным - при негармоничном взаимодействии имиджа со средой, при низком уровне сбалансированности личностных образований, или при наличии того и другого фактора.

Имидж реализуется, в частности, через модели поведения (патерны) характерные для специалиста. В.М.Шепель выделяет пять критериев выбора модели поведения: поведение должно соответствовать закону, ни в коей мере не противоречить установленному в обществе порядку; нравственная безупречность (честность, справедливость, совестливость); учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств; цель, которую ставит перед собой личность; самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения.

Определяя критерии выбора модели поведения в ситуациях делового общения необходимо, советует Кузин Ф.А. в своей монографии «Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика», прежде всего:

Системообразующим фактором имиджа специалиста является его Я-концепция, представляющая собой триединство образов: Я - реального, Я -идеального и Я - зеркального. Сближение этих образов является задачей имиджирования. Таким образом, для того, чтобы специалист в сфере банковских услуг стал более эффективны, ему необходимо иметь четкое представление о том, какими качествами обладает идеальный банковский служащий (Я-идеальное), какими качествами обладает он сам (Я-реальное) и чего ему недостает, чтобы приблизить свой образ к идеальному и то каким его видят его клиенты и коллеги (Я-зеркальное).

Надеюсь, что работа с тестовым материалом позволит Вам не только проанализировать состояние своей Я-концепции, но и найти путь к самосовершенствованию.