5.1.7. Гендерный аспект построения карьеры
В последнее время в социально-психологических исследованиях особое внимание уделяется гендерным аспектам построения карьеры. По американским данным, в среднем менеджменте (в должностях со средним доходом) женщины занимают более половины мест, одна треть новых миллионеров — это женщины.
Темп привлечения женщин к предпринимательству в шесть раз превышает темп привлечения в эту сферу мужчин. По данным ООН, в ближайшие годы предполагается увеличение доли женщин на должностях руководителей до 45 — 50%, что ставит важную задачу подготовки женщин-управляющих.
В современном мире женщины продвигаются быстрее в тех областях, где старые правила не действуют, в традиционных областях женщин-руководителей немного. Таким образом, налицо явление расшатывания сложившегося стереотипа, восприятия женщины как человека, не способного и не желающего делать карьеру. Основные гендерные стереотипы, касающиеся построения карьеры, связаны с полоролевой социализацией, социальными стереотипами, устройством социума, что отражается в известном изречении: “Для женщин путь к управленческой карьере связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчин- с реализацией многочисленных возможностей”.
Социально-психологические исследования показали, что женщины не меньше мужчин заинтересованы в продвижении по службе и повышении своего образовательного уровня, ориентированы на престиж, заработную плату; обладают не меньшим чувством ответственности. Осуществлению женской карьеры объективно мешает естественная биологическая роль женщины, связанная с необходимостью совмещения служебных, супружеских и родительских функций. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что женщины, которым удается сделать карьеру и добиться руководящей должности, как правило, остаются одинокими или испытывают сильное физическое и эмоциональное напряжение и чувство вины.
В рабочей же ситуации отмечаются такие “сильные” качества женщин-руководителей, как стремление к новому, радикализм, высокая чувствительность, забота о людях, “очеловечивание” организационных интересов, направленность на взаимодействие с подчиненными, т. е. все то, что характерно для модели современного эффективного менеджмента. Стиль женского управления часто называют “преобразовательным” или “мягким принуждением”. Его основными характеристиками являются:
активное взаимодействие с подчиненными;
поддержка у сотрудника самоуважения;
3) поддержка сотрудников в стрессовой ситуации;
4) стремление к созданию оптимального психологического климата в организации, профилактика конфликтов;
5) поддержка здоровья, организация совместного досуга;
6) “финансовая сообразительность”, детальное планирование;
7) “инстинкт выживания”, разумный риск, стремление удержать приобретенное и завоевать новое;
8) интуиция;
9) чувство юмора, оптимизм, вера в себя.
В исследованиях женской карьеры выделяются культурные, образовательные, юридические и психологические барьеры.
Отмечаются следующие социально-психологические факторы, сдерживающие женскую карьеру:
1) уже упомянутое выше гендерное разделение в профессиональной ориентации и сферах карьеры;
2) чрезвычайно высокая мотивированность;
3) повышенная эмоциональность, ранимость, обостренное переживание промахов и неудач;
4) боязнь успеха и неуверенность в себе, что мешает рисковать и творчески решать деловые и управленческие задачи.
Большинство факторов, сдерживающих карьерный рост женщин, касается организационного профессионального поведения: женщины более пассивны в планировании карьеры, менее ориентированы на состязание и конкуренцию, что обусловлено характером социализации. Показано, что женщины, сделав успешную карьеру, проходят в процессе социализации такой путь, который делает их в большей степени сходными со “средним” мужчиной, чем со “средней” женщиной.
Д. В. Паюсовой (2000), изучавшей профессиональные полоролевые стереотипы в нашей стране, было установлено, что такие области деятельности, как лесоводство, милиция, транспорт, математика, строительство, наука, политика, воспринимаются как мужские, а искусство, образование, дизайн, сфера обслуживал легкая промышленность — как женские. Причем понятие “мужская профессия” включает в себя категории профессионализма, трудности, наличия высшего образования и оценивается более значимо по сравнению с “женской”. Понятие “женская профессия” включает категории второстепенности, биологической обусловленности, необязательности высшего образования. При сравнении со статистикой свидетельствующей о реальном распределении работников в различных областях занятости, можно сделать вывод о тенденции занижения доли мужчин, занять неквалифицированных и низкостатусных областях, а также о занижении доли женщин, работающих в технических областях.
Существование “мужских” и “женских” областей деятельности связано с полоролевыми стереотипами.
Мужчин чаще рассматривают как компетентных работников, в то время как стереотип “идеальной женщины” не входит категория “работник”. Мужчинам в целом приписывается больше способностей, которые служат базой профессиональной деятельности и карьеры, чем женщинам. Интересно, что и женщина и мужчины склонны оценивать мужчин как более компетентных, что, вероятно связано с полоролевой социализацией, которая направляет женщин скорее в семью, нежели в профессиональную деятельность. Полоролевые стереотипы, относящиеся к областям деятельности, в настоящее время устойчивы и не имеют тенденции к изменению.
Специфика женской карьеры, как мы отметили, заключается в том, что женщина сочетает карьеру с активным выполнением ролей матери, жены, домохозяйки, а это служит источником “ролевого напряжения”, стресса, так как профессиональная и семейные роли являются одинаково значимыми, что особенно выражено у молодых женщин. Построение карьеры часто сопровождается негативными эмоциональными переживаниями, связанными с недостаточным вниманием к близким и особенно детям.
Исследование М. В. Сафоновой (1999) показало, что важный фактор успешной карьеры женщин — практика семейного воспитания родительской семьи. В подавляющем большинстве карьерно успешные женщины — это старшие дети полных одно-двухдетных семьях, где родители имеют высокий образовательный и социально-профессиональный статус. Сформированные в родительской cемье высокие жизненные стандарты, стремление к достижению и независимости cвязаны с успешным построением карьеры. При этом особо важны “нетрадиционные установки матери относительно роли женщины в обществе, а также поддерживающее поведение отца.
Интересно, что существуют отличия в личностных особенностях и характере поведения женщин, занятых в традиционно “женских” и традиционно “мужски сферах, т. е. сфера профессиональной занятости и характер организационной культуры актуализирует определенные личностные черты и особенности поведения женщин, успешных в карьере.
В той же работе М. В. Сафоновой выделено пять наиболее часто встречающихся типов карьерно успешных женщин:
“кандидатпы в мастера” (молодые женщины, начинающие карьеру и стремящиеся сделать ее как можно быстрее);
“успешные управляющие” (женщины зрелого возраста, поднявшиеся на самые высокие ступени служебной лестницы);
“свободные художники” (женщины, склонные к творчеству, вызову, предпринимательству);
“сестры милосердия” (женщины с ориентацией на служение);
“жрицы науки” (женщины, реализующие себя в академической сфере).
Задание 4 параграфу 5.1.7.
Как, на Ваш взгляд, нужно воспитывать девочку в семье, чтобы она впоследствии могла стать успешным руководителем?
- В.Н. Черепанова планирование карьеры
- Учебно-методический комплекс
- В.Н. Черепанова планирование карьеры
- 1. Цель и задачи дисциплины «Планирование карьеры»
- Изучение курса «Планирование карьеры» требует от студента интеграции знаний по таким дисциплинам, как философия, социология, психология, социология управления.
- 2. Учебный план изучения дисциплины
- Тематический план дисциплины
- 3. Содержание лекционных занятий Раздел I. Планирование карьеры
- Тема 1. Карьера
- Тема 2. Планирование карьеры
- Как условие его карьерного роста
- Тема 9. Аудиальная составляющая имиджа
- Тема 10. Ольфакторная и кинестетическая составляющие имиджа
- Тема 11. Вещный мир как составляющая имиджа
- Тема 12. Выбор модели поведения
- 4. Методические указания к практическим занятиям
- 4.1. Цель и задачи практических занятий по дисциплине
- 4.2. Содержание практических занятий Раздел I. Планирование карьеры
- Как условие его карьерного роста
- Защита проектов личностного и профессионального саморазвития.
- 4. 3. Введение
- 3. Тестовый материал к практическим занятиям
- Тест г. Айзенка (исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма человека)
- Тест: ваша коммуникативная установка
- Имидж мужчины
- Имидж женщины
- «Шкала принятия других» Фейя
- Бланк к «Шкале принятия других» Фейя
- «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла
- Бланк к «Шкале доброжелательности» Кэмпбелла
- Ключ к «Шкале доброжелательности» Кэмпбелла
- Интерпретация результатов
- «Шкала доверия» Розенберга
- «Шкала враждебности» Кука-Медлей
- Модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» Шутца (омо)
- Тест к.Томаса
- Практическое задание 10
- 5. Методические указания по изучению дисциплины «Планирование карьеры» и организации самостоятельной работы студентов
- 5.1. Цель и задачи самостоятельного изучения дисциплины
- 5.2 Содержание тем самостоятельной работы
- 5.3.Краткий курс лекций
- Карьера: социологический и психологический аспекты
- 5.1.1. Содержание понятия “карьера”, виды карьеры
- Выпишите ключевые слова, раскрывающие карьера
- Внутриорганизационная
- 5.1.2. Психологические аспекты карьеры
- 5.1.3. Этапы карьеры
- 5.1.3.1.Этапы карьеры и потребности менеджера
- Этапы карьеры и потребности менеджера
- 5.1.3.3.Стадии карьеры
- 5.1.3.4. Кризисы в карьере
- Задания параграфу 5.1.3.
- 5.1.4. Типы карьеры
- 5.1.5. Уровень карьеры.
- 1.6. Факторы, условия и барьеры карьерного роста
- 5.1.7. Гендерный аспект построения карьеры
- 5.1.8. Карьерные ориентации
- 5.1.9.Цели карьеры
- Глава 2.
- 5.2.2. Развитие позитивного имиджа государственного служащего: сущностный подход
- 5.2.3.Развитие позитивного имиджа государственного служащего: структурный подход
- 5.4. Письменное задание
- 5.5.Литература
- Технология написания контрольной работы
- Примерные темы контрольных работ
- Структура контрольной работы
- Требования к оформлению курсовой работы
- Анализ я-концепции
- 2.1.Анализ биогенных, социогенных и профессиональных качеств реального «я»
- 7. Примерная тематика контрольных работ
- 8. Вопросы к зачету по дисциплине «Планирование карьеры»
- Карьерные ориентации
- 9. Тестовые задания для проверки остаточных знаний
- 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 11. Глоссарий
- Приложение 1
- Приложение 2 Содержание
- Введение 2
- Глава 1. Планирование карьеры государственного служащего 3
- Глава 2. Анализ я-концепции 13
- Глава 3. Развитие адекватной самооценки 23