5.1.4. Типы карьеры
Типологии карьер базируются, как правило, на следующих основаниях:
род занятий, профессия;
последовательность;
особенности образа жизни и культура среднего класса;
различные способы идентификации личности с профессией;
соответствие полученного образования и актуальной области профессионального труда наряду с полной или частичной занятостью работника;
способы построения карьеры в начале профессионального пути и на этапе спада;
сложившиеся и несложившиеся карьеры;
гендерные особенности построения карьер.
Д. Сьюпер выделил четыре типа карьеры, которые зависят от особенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей человека. Основанием этой классификации служит показатель стабильности карьеры.
Стабильная карьера — устойчивая и постоянная профессиональная деятельность. Приведем четыре типа карьеры.
1. Стабильная карьера характеризуется продвижением, обучением, тренировкой в единственно постоянной профессиональной деятельности.
2. Обычная карьера — наиболее распространенная — совпадает с нормативными стадиями жизненного пути человека, включая кризисы.
3. Нестабильная карьера характеризуется двумя или несколькими пробами, причем смена профессиональной деятельности происходит после определенного периода стабильной работы в предыдущей профессиональной сфере.
4. Карьера с множественными пробами — это карьера, когда изменение профессиональных ориентаций происходит в течение всей жизни.
Классификация карьер для женской выборки более развернута и включает в себя такие типы:
карьера домохозяйки;
обычная карьера (работа до замужества, а затем женщина становится домохозяйкой);
стабильная рабочая (после получения образования женщина находит работу, которая становится делом жизни);
двухлинейная (сочетание карьеры домохозяйки и стабильной рабочей карьеры);
прерванная;
нестабильная;
карьера с множеством проб.
При характеристике типа карьеры принимаются во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессиональной деятельности, так и достигнутый уровень профессионального мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри типов индивидуальных карьер, которое мы наблюдаем в жизни, во многом определяется личностными особенностями.
Е. Г. Молл предлагает типологию карьер, которая может быть применена к российским реалиям (табл. 3).
Типология карьер в России (по Е. Молл)
Тип карьер | Скорость продвижения по уровням иерархии | Последова-тельность занимаемых должностей | Перспектив-ная ориентация | Личностный смысл | Примечания |
1.Супер авантюр-ная | Высокая | Пропуски этапов, резкое изменение сферы деятельности | Дальнейшее продвижение расширение влияния | Обогащение власть, обеспечение быстрогo продвижения членам семьи | Может быть: а) случайной (удачное стечение обстоятель-ств), б) совместной (продвижение с бо-лее сильным лиде-ром). Связана с кри-зисом в экономике и обществе, заканчи-вается крахом |
2.Авантюр-ная | Высокая | Пропуск нескольких позиций | Расширение влияния | Самореализа-ция, власть, обогащение и др. | Связана с выборностью руко-водителей, отбор кадров осущест-вляется по типу личной преданности |
3.Традиционная линейная | Постепенно | Иногда пропуск одной позиции | Дальнейшее продвижение | Накопление знаний, уме- ний, опыта, взаимодейст-вие с людьми | Успешность зависит от особенностей пла-нирования управлен-ческим развитием внутри организации |
4.После-довательно- кри-зисная | Нестабиль-ность |
| Борьба за сохранение должности | Личные интересы | Постоянная адаптация к переменам |
5.Прагматичная | Средняя | Изменение сферы деятельности | Перемещение в одном клас-се управления | Личные интересы | Простые способы решения карьерных задач |
6.Отбы- вающая | Нулевая | Карьера завершена | Удержать позицию | Личные интересы |
|
7. Прео-бразую-щая | Высокая | Скачко- образная или постепенная | Получение новой позиции | Освоение новой сферы деятельности выдвижение выдающихся идей | Всегда направлена в будущее |
8. Эволю- ционная | Постепенно | Постепенная | Продвижение вместе с ростом организации | Совмещение общественных и личных интересов | Борьба за власть, конфликность кол-лективных установок |
Общепризнана типологическая теория американского исследователя Дж. Холланда (i973), специально разработанная для решения карьерных проблем и используемая в практике работы служб занятости населения. С помощью своей теории он обосновывает существование в западной культуре шести типов личности: реалистического (Р), исследовательского (И), артистического (А), социального (С), предпринимательского (П), конвенциального (К). Каждый из этих типов является продуктом постоянного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Холланд описал последовательности личностных типов, позволяющие прогнозировать те или иные профессиональные достижения.
Например, высокие профессиональные стремления и достижения позитивно связаны с типами личности в таком порядке: П-С-А-И-К-Р. Предсказание вероятности творческого поведения будет адекватным для такой последовательности личностных типов: А-И-С-П-Р-К. Компетентность в межличностном общении обеспечивается следующей последовательностью типов: С-П-А-И-К-Р. Интенсивность образовательных стремлений увеличивается, если последовательность личностных типов выглядит как: И-С-А-К-П-Р. (Во всех представленных последовательностях личностные типы расположены в порядке убывания значений прогностических показателей.)
Холланд обосновал наличие шести моделей социального окружения (в соответствии с типами личности). Модель окружения определена им как ситуация или атмосфера, которая создана людьми, доминирующими в этой среде. Модель окружения оценивается по степени однородности в такой последовательности: К-Р-И-П- С-А, а по ее влиянию на профессиональную устойчивость личности следующим образом: И-А-С-П-К-Р.
Центральным понятием в концепции Холланда является конгруэнтность- соответствие типа личности модели ее окружения. Степень конгруэнтности позволяет прогнозировать выбор профессии, смену работы, карьерные достижения, социальное образовательное поведение, развитие способностей.
В основе типологии людей, строящих свою карьеру в зависимости от личных особенностей, лежат три характеристики.
1. Самооценка. Она отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение, адекватную оценку происходящего.
2. Уровень притязаний. Высокий уровень притязаний предполагает, что человек хочет многого достичь, подняться по служебной лестнице, готов рисковать и браться за трудные задачи; для низкого уровня притязаний характерно нежелание рисковать и стремление не потерять достигнутое.
3. Локус контроля (экстернальность и интернальность).
На основаниях экстернальности и интернальности К. Торшина выделяет шесть типов карьеры.
1. “Альпинист”. Человек с высокой самооценкой и уровнем притязаний, интернал. Делает карьеру сознательно, с полной внутренней самоотдачей. Он проходит все ступени карьеры, к следующем шагу приступает, закрепившись и подстраховавшись, это хороший профессионал, ему не надо помогать — достаточно не мешать, он не склонен к резким необдуманным решениям, стремится добиваться своей цели.
2. “Иллюзионист”. Высокая самооценка и уровень притязаний, экстернал. Стремится к высотам, склонен пользоваться благоприятными обстоятельствами, предпочитает казаться, чем быть. Легко усваивает внешние признаки успеха, умеет их эксплуатировать, умеет манипулировать окружающими, не берет на себя большой ответственности. Ориентирован на имидж компании, поэтому возможен уход к конкурентам. Он может выполнять представительские функции, если они не требуют ответственных решений.
3. “Macmep”. Высокая самооценка, низкий уровень притязаний, интернал. Ему интересно осваивать новые области, профессии, получать новую информацию, но, получив информацию, может потерять к ней интерес. Продвижение по социальной лестнице его мало интересует. Главное для него внутренняя жизнь, движение вперед; может внезапно менять деятельность. Ему нужно дать возможность развиваться, осваивать новое направление.
4. “Муравей”. Низкие самооценки и уровень притязаний, экстернал. Хороший профессионал в своем деле, работает строго по поставленной задаче, имеет мотивацию на избежание неудач, успешен как исполнитель, его нельзя нагружать полномочиями.
5. “Коллекционер”. Для него характерна низкая самооценка, но высокий уровень притязаний, экстернальность. Этот человек хочет достичь вершин, но слишком долго готовится начать профессиональную деятельность. У него несколько образований, закончено много курсов, но нет реального опыта работы, он туманно представляет себе свою карьеру, хочет сразу стать начальником, имеет высокие денежные притязания, но, если смирит свои амбиции, может стать хорошим сотрудником.
6. “Узурпатор”. Этому типу карьеры присущи низкая самооценка, высокий уровень притязаний, интернальность. Этот человек всегда надеется на себя, поднимается по служебной лестнице, движимый самолюбием, проявляет чувство недоверия к окружающим, поэтому контролирует не только себя, но и других. Успешно работает в стабильной ситуации, в нестабильной ситуации хаотичен. Ориентирован на вертикальную карьеру и авторитарный стиль, ему важно видеть перспективу. Он умеет принимать ответственные решения, но результатов добиваются подчиненные.
Задание к параграфу 5.1.4.
Составьте рейтинг типов карьер, опираясь на типологию карьер в России по Е. Молл, характерных для Тюменской области. Обоснуйте собственное предположение.
К какому их шести типов личности по Холланду Вы относите себя? Обоснуйте собственное предположение. Прогнозируйте собственные профессиональные достижения в области творческого поведения, коммуникативной компетентности и образовательных стремлений.
- В.Н. Черепанова планирование карьеры
- Учебно-методический комплекс
- В.Н. Черепанова планирование карьеры
- 1. Цель и задачи дисциплины «Планирование карьеры»
- Изучение курса «Планирование карьеры» требует от студента интеграции знаний по таким дисциплинам, как философия, социология, психология, социология управления.
- 2. Учебный план изучения дисциплины
- Тематический план дисциплины
- 3. Содержание лекционных занятий Раздел I. Планирование карьеры
- Тема 1. Карьера
- Тема 2. Планирование карьеры
- Как условие его карьерного роста
- Тема 9. Аудиальная составляющая имиджа
- Тема 10. Ольфакторная и кинестетическая составляющие имиджа
- Тема 11. Вещный мир как составляющая имиджа
- Тема 12. Выбор модели поведения
- 4. Методические указания к практическим занятиям
- 4.1. Цель и задачи практических занятий по дисциплине
- 4.2. Содержание практических занятий Раздел I. Планирование карьеры
- Как условие его карьерного роста
- Защита проектов личностного и профессионального саморазвития.
- 4. 3. Введение
- 3. Тестовый материал к практическим занятиям
- Тест г. Айзенка (исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма человека)
- Тест: ваша коммуникативная установка
- Имидж мужчины
- Имидж женщины
- «Шкала принятия других» Фейя
- Бланк к «Шкале принятия других» Фейя
- «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла
- Бланк к «Шкале доброжелательности» Кэмпбелла
- Ключ к «Шкале доброжелательности» Кэмпбелла
- Интерпретация результатов
- «Шкала доверия» Розенберга
- «Шкала враждебности» Кука-Медлей
- Модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» Шутца (омо)
- Тест к.Томаса
- Практическое задание 10
- 5. Методические указания по изучению дисциплины «Планирование карьеры» и организации самостоятельной работы студентов
- 5.1. Цель и задачи самостоятельного изучения дисциплины
- 5.2 Содержание тем самостоятельной работы
- 5.3.Краткий курс лекций
- Карьера: социологический и психологический аспекты
- 5.1.1. Содержание понятия “карьера”, виды карьеры
- Выпишите ключевые слова, раскрывающие карьера
- Внутриорганизационная
- 5.1.2. Психологические аспекты карьеры
- 5.1.3. Этапы карьеры
- 5.1.3.1.Этапы карьеры и потребности менеджера
- Этапы карьеры и потребности менеджера
- 5.1.3.3.Стадии карьеры
- 5.1.3.4. Кризисы в карьере
- Задания параграфу 5.1.3.
- 5.1.4. Типы карьеры
- 5.1.5. Уровень карьеры.
- 1.6. Факторы, условия и барьеры карьерного роста
- 5.1.7. Гендерный аспект построения карьеры
- 5.1.8. Карьерные ориентации
- 5.1.9.Цели карьеры
- Глава 2.
- 5.2.2. Развитие позитивного имиджа государственного служащего: сущностный подход
- 5.2.3.Развитие позитивного имиджа государственного служащего: структурный подход
- 5.4. Письменное задание
- 5.5.Литература
- Технология написания контрольной работы
- Примерные темы контрольных работ
- Структура контрольной работы
- Требования к оформлению курсовой работы
- Анализ я-концепции
- 2.1.Анализ биогенных, социогенных и профессиональных качеств реального «я»
- 7. Примерная тематика контрольных работ
- 8. Вопросы к зачету по дисциплине «Планирование карьеры»
- Карьерные ориентации
- 9. Тестовые задания для проверки остаточных знаний
- 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 11. Глоссарий
- Приложение 1
- Приложение 2 Содержание
- Введение 2
- Глава 1. Планирование карьеры государственного служащего 3
- Глава 2. Анализ я-концепции 13
- Глава 3. Развитие адекватной самооценки 23