Принципы формирования и показатели планирования ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров. Управление ассортиментом
Принципы формирования и показатели планирования ассортимента
Ассортимент продукции формируется для достижения двух взаимосвязанных, но противоречивых целей:
-удовлетворения потребностей (платежеспособного спроса) населения в продукции данного вида (выпуске в достаточном объеме продукции высокого качества определенного ассортимента для удовлетворения спроса;
-обеспечения самоокупаемости предприятия и получения прибыли в объеме, необходимом для стимулирования высококачественного труда, самофинансирования производственного и социального развития, формирования государственного бюджета.
Рентабельность продукции является одним из критериев эффективности производства. В данном критерии эффект выражается прибылью от реализации продукции, а затраты – себестоимостью продукции, т.е. рентабельность продукции – это прибыль на 1 руб. себестоимости.
В свою очередь прибыль от реализации – превышение оптовой цены над себестоимостью, поэтому повышение рентабельности изделия и прибыли может быть достигнуто двумя путями: увеличением оптовой цены и снижением себестоимости продукции.
При правильном ценообразовании, когда оптовая цена отражает общественно необходимые затраты на производство продукции и уровень ее качества, плановая рентабельность однородных изделий будет изменяться в узком диапазоне. При существовавшей ранее системе цен рентабельность изделий легкой промышленности изменилась в большом диапазоне (выпускались убыточные, рентабельные, мало- и высокорентабельные изделия).
Реформы цен (например, в 1991г.) также ориентируют предприятия на выпуск продукции высокого качества.
Если предприятие производит несколько видов изделий с различной оптовой ценой, то экономические результаты его работы будут определяться, прежде всего, структурой ассортимента продукции, т.е. степенью согласования в этой структуре обоих требований: удовлетворения определенных потребностей и получения заданной прибыли. Решение проблемы должно осуществляться по схеме 1 системного анализа.
1 – уяснение сущности проблемы – характер и объем потребностей вновь появившихся потребностей, роста и снижения спроса на выпускаемые изделия, новых требований потребителей, результатов изучения спроса на новые модели, экономической характеристики ассортимента – рентабельности изделий выпускаемого и нового ассортимента, сбалансированности рентабельности и объема спроса, причин низкой рентабельности, возможной прибыли, необходимой для самофинансирования предприятия, конъюнктуры внешнего рынка и возможности выхода на внешний рынок;
2 – постановка целей – область удовлетворения потребностей внутреннего рынка (номенклатура продукции, изготовляемой для внутреннего рынка), объем прибыли от реализации продукции на внутреннем рынке, возможность выхода на внешний рынок и возможная прибыль от реализации на внешнем рынке;
3 – разработка вариантов решения – структуры ассортимента в составе выпускаемых, улучшенных, новых и особо модных изделий, возможности сбыта которых предварительно изучены опросами, показами, выставками, изготовлением и сбытом опытных партий;
4 – выявление ресурсов – оцениваются возможности выпуска продукции по предлагаемым вариантам (техническая подготовка производства, материально-техническое снабжение, кадровое обеспечение и т.д.), уточняются предлагаемые варианты ассортимента;
5 – моделирование изучаемого процесса – выбирается критерий предпочтительности варианта решения, выполняется постановка задачи и выбирается программа решения задачи на ЭВМ (при необходимости разрабатывается математическая модель и специальная программа решения задачи на ЭВМ). Критерии предпочтительности должны отражать уровень удовлетворения спроса и степень достижения желательного объема прибыли;
6 – сравнение вариантов по критерию предпочтительности – обсуждаются результаты моделирования и дополняются качественным анализом, сравниваются по критериям предпочтительности;
7 – цель достигнута, если среди предложенных вариантов ассортимента продукции есть такой, который удовлетворяет поставленным целям. Останавливаются на этом варианте и готовят выбранный ассортимент продукции для продажи на оптовой ярмарке, бирже и заключения договоров поставок;
8 – цель не достигнута, если среди предлагаемых вариантов нет такого, который удовлетворяет поставленным целям. Продолжают анализ проблемы;
9 – разработка новых вариантов решения – разрабатываются новые или уточняются имеющиеся варианты ассортимента и повторяют анализ по изложенной схеме. Если уточнение вариантов не привело к положительному решению проблемы, ее анализ продолжают;
10 – привлечение новых ресурсов – планируют техническое перевооружение или модернизацию оборудования, использование новых сырьевых ресурсов и т.п., в соответствии с этим уточняют варианты ассортимента и повторяют анализ;
11 – уточнение цели решения – если и это не приводит к решению проблемы, уточняют цель решения, область и уровень удовлетворения потребностей, получаемую прибыль. В соответствии с уточненной целью находят предпочтительный вариант ассортимента.
Для разработки вариантов ассортимента может быть использован метод рангового анализа. В этом методе для каждого вида изделия указывается удельный вес выпуска изделия в общем объеме, рентабельность, ранг выпуска (продукции с наибольшим удельным весом выпуска присваивается ранг 1), ранг рентабельности (изделию с максимальной рентабельностью присваивается ранг 1), разница рангов выпуска и рентабельности. Небольшая разница рангов свидетельствует об экономически рациональной структуре ассортимента, большая разница рангов свидетельствует о недостаточно рациональной структуре ассортимента.
Если ранг выпуска существенно больше ранга рентабельности, т.е. изделие, имеющее низкую рентабельность, выпускается в большом объеме, то целесообразно заменить изделие новым, более высокого качества и рентабельности, или снизить объем выпуска.
Если ранг выпуска ниже ранга рентабельности, т.е. изделие, имеющее высокую рентабельность, выпускается в небольших объемах, то при наличии спроса целесообразно увеличить объем выпуска.
При формировании ассортимента, планировании и оценке изделий наиболее часто используют следующие показатели:
1. показатели структуры ассортимента;
2. уровень выполнения плана по номенклатуре продукции в процентах (в расчет принимается только количество продукции, изготовленной в пределах принятого плана, сверхплановые изделия не учитываются;
3. удельный вес производства новых изделий в процентах в объеме выпуска всех изделий;
4. удельный вес изделий с индексом Н (продукция улучшенного качества) в процентах, в составе вновь вводимых в ассортимент моделей (по числу моделей);
5. удовлетворение заявок торговли на ассортимент продукции;
6. среднегодовая серия выпуска продукции одной разновидности (общий показатель, характеризующий широту ассортимента изделий);
коэффициент обновления ассортимента изделий
Кобн.=Нн/Но, где Нн – число наименований новой продукции;
Но – общее число наименований продукции.
Кобн.=Вн/Во, где Вн – выпуск новой продукции в натуральном или
стоимостном выражении;
Во – общий выпуск продукции.
- Курс лекций по курсу «принципы управления качеством продукции»
- Качество продукции. Основные понятия, термины и определения. Стадии формирования качества. Подготовка технического задания
- Стадии формирования качества
- Историческая эволюция качества Ассортимент и качество продукции. Основные понятия
- Принципы формирования и показатели планирования ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров. Управление ассортиментом
- Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров
- Управление ассортиментом
- Ассортиментная политика
- Порядок проведения сертификации
- Правовое регулирование маркировки продукции
- Анализ качества деятельности предприятия
- Стадии жизненного цикла продукции
- Конкуренция. Виды конкуренции. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции
- Внешняя система управления качеством
- Внутренняя система управления качеством
- Внедрение систем управления качеством в легкой промышленности, соответствующих международной системе стандартов серии исо 9000
- Экономический подход к управлению качеством. Экономика затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество
- Планирование повышения качества и освоения новой продукции
- Планирование освоения новой продукции
- Состав и построение комплексной системы управления качества Продукции
- Опыт управления качеством в сша
- Опыт управления качеством в Японии.
- Европейский опыт управления качеством
- Кружки качества