Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров
Основной целью формирования ассортимента товаров является наиболее полное удовлетворение потребностей различных групп населения с учетом экономической эффективности деятельности предприятия.
Сложившаяся структура ассортимента со временем уже не может удовлетворить растущие потребности населения. Поэтому настоятельной необходимостью является систематической изучение спроса с целью разработки рациональной структуры ассортимента.
Формирование ассортимента товаров в значительной степени определяется частотой и видом предъявляемого спроса.
По частоте спроса товары подразделяют на следующие группы:
-повседневного спроса (продукты питания, средства гигиены, косметические товары, товары бытовой химии, книги, канцелярские и кухонные принадлежности);
-периодического спроса (одежда);
-редкого спроса (авто-, аудио-, видеотехника, компьютеры, мебель и др.);
-сезонного спроса (летняя и зимняя одежда и др.).
Спрос на товары может быть: постоянным (устойчивым) и подвергаться определенным колебаниям (товары стабильного спроса, альтернативного спроса, импульсного спроса (реклама), специального спроса).
Основными принципами формирования ассортимента товаров являются:
обеспечение на каждом предприятии торговли достаточной полноты товаров повседневного спроса, простого ассортимента, специальных и трудно заменяемых в потреблении и спросе;
обеспечение разнообразия видов товаров по каждой группе;
установление количества разновидностей каждого вида товаров;
учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности торгового предприятия.
В основе формирования ассортимента товаров лежит спрос, на который влияют следующие факторы: экономические, в том числе успехи научно-технического прогресса; социально-демографические; социально-психологические; национально-бытовые и др.
Экономические факторы определяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, размерами доходов и социального обеспечения населения, розничными ценами на товары и т.п.
Успехи научно-технического прогресса также влияют на изменения спроса населения. Появляются новые материалы, новые способы обработки и технологические приемы, новые группы и виды товаров. Это стимулирует рост потребностей и спрос на новые предметы потребления.
К социально-демографическим факторам относятся: социальный состав, характер трудовой деятельности, образовательный и культурный уровни населения; количество и состав семей; сегментация общества в зависимости от уровня доходов; жилищное строительство; социальное обеспечение и др.
К социально-психологическим факторам относятся вопросы моды, престижа, заботы о здоровье и др. Например, приобретая престижные товары, люди демонстрируют окружающим свой успех и высокий уровень благосостояния. Важнейшим критерием качества товаров престижного спроса является не только конструкция, добротность материала и тщательность изготовления, но их высокая цена.
Часто с развитием научно-технического прогресса под влиянием моды товары из категории престижных могут переходить в категорию товаров редкого спроса. Например, в конце 80-х гг. ХХ века видеомагнитофон считался престижным товаром. К середине 1990-х гг. они перешли в категорию товаров редкого спроса.
К национально-бытовым факторам относят национальный состав населения, нравы и обычаи.
На торговых предприятиях процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента (с количества товарных групп). Затем определяется полнота и глубина ассортимента (количество видов и разновидностей товаров).
- Курс лекций по курсу «принципы управления качеством продукции»
- Качество продукции. Основные понятия, термины и определения. Стадии формирования качества. Подготовка технического задания
- Стадии формирования качества
- Историческая эволюция качества Ассортимент и качество продукции. Основные понятия
- Принципы формирования и показатели планирования ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров. Управление ассортиментом
- Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров
- Управление ассортиментом
- Ассортиментная политика
- Порядок проведения сертификации
- Правовое регулирование маркировки продукции
- Анализ качества деятельности предприятия
- Стадии жизненного цикла продукции
- Конкуренция. Виды конкуренции. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции
- Внешняя система управления качеством
- Внутренняя система управления качеством
- Внедрение систем управления качеством в легкой промышленности, соответствующих международной системе стандартов серии исо 9000
- Экономический подход к управлению качеством. Экономика затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество
- Планирование повышения качества и освоения новой продукции
- Планирование освоения новой продукции
- Состав и построение комплексной системы управления качества Продукции
- Опыт управления качеством в сша
- Опыт управления качеством в Японии.
- Европейский опыт управления качеством
- Кружки качества