Качество продукции. Основные понятия, термины и определения. Стадии формирования качества. Подготовка технического задания
Международный стандарт ИСО 8402-94 устанавливает термины по качеству, поясняющий их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО 9000 «Системы качества» согласно этому стандарта.
Качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Объект – это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, то есть широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.
Продукция - результат трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, и предложен для удовлетворения потребностей общественного или личного характера.
ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения». Согласно ГОСТу качество продукции – это совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Продукция рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными (сырье, материалы, технические устройства и т.д. и неовеществленными (энергия, информация.)
Свойства продукции – объективная необходимость, которая проявляется при создании, эксплуатации и потребности продукции. Свойства можно разделить на простые и сложные (например: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми его свойствами - безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью).
Признаком продукции является качественная или количественная характеристика любых ее свойств или состояний.
К качественным признакам можно отнести цвет материала, форму изделия, наличие на поверхности декоративного покрытия, способ скрепления деталей изделия. В швейных изделиях использование взаимозаменяемых ниток: хлопчатобумажных, армированных, лавсановых или капроновых – многовариантный качественный признак.
Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей ее качества.
Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.
М Признак продукции
Качественный Количественный (параметр продукции)
Альтернативный (двухвариантный) Многовариантный Геометри- ческий параметр Структур-ный параметр Другие параметры
Показатель качества продукции
Рис.1 – Взаимосвязь признаков, параметров и показателей качества продукции
Номенклатура показателей качества зависти от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и численное значение.
- Курс лекций по курсу «принципы управления качеством продукции»
- Качество продукции. Основные понятия, термины и определения. Стадии формирования качества. Подготовка технического задания
- Стадии формирования качества
- Историческая эволюция качества Ассортимент и качество продукции. Основные понятия
- Принципы формирования и показатели планирования ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров. Управление ассортиментом
- Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров
- Управление ассортиментом
- Ассортиментная политика
- Порядок проведения сертификации
- Правовое регулирование маркировки продукции
- Анализ качества деятельности предприятия
- Стадии жизненного цикла продукции
- Конкуренция. Виды конкуренции. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции
- Внешняя система управления качеством
- Внутренняя система управления качеством
- Внедрение систем управления качеством в легкой промышленности, соответствующих международной системе стандартов серии исо 9000
- Экономический подход к управлению качеством. Экономика затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество
- Планирование повышения качества и освоения новой продукции
- Планирование освоения новой продукции
- Состав и построение комплексной системы управления качества Продукции
- Опыт управления качеством в сша
- Опыт управления качеством в Японии.
- Европейский опыт управления качеством
- Кружки качества