Экономический подход к управлению качеством. Экономика затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество
Управление качеством имеет, как правило, целью достижение экономического эффекта (прибыли). От административного подхода остались лишь некоторые основополагающие принципы, прежде всего принцип, основанный на том, что потребитель должен получать бездефектную продукцию. Сегодняшние требования таковы, что качество продукции предлагаемой потребителю, должно соответствовать не 99, только 100%.
Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
♦ отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;
♦ удовлетворяет требованиям потребителей;
♦ соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
♦ отвечает требованиям общества;
♦ учитывает требования охраны окружающей среды;
♦ предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
♦ является экономически выгодной, то есть приносит прибыль.
Как для организации, так и для потребителей имеет важное значение решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции.
Рекомендуется:
в вопросах, связанных с достижение экономического эффекта:
♦ в отношении потребителя- уделять внимание сокращению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия;
♦ в отношении организации – уделять внимание повышению рентабельности и увеличению контролируемой доли рынка;
в вопросах, связанных с затратами:
♦ в отношении потребителя – уделять внимание затратам на обеспечение себестоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат на техническое обслуживание, издержек вследствие простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;
♦ в отношении организации - уделять внимание издержкам вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, включая неудовлетворительную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;
3) в вопросах, связанных с рисками:
♦ в отношении потребителя - уделять внимание таким рискам, которые связаны со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациям и потерям доверия;
♦ в отношении организации - уделять внимание рискам, связанным с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета или репутации, потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, растрачиванию человеческих и финансовых ресурсов.
Затраты на качество – это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией - услугами. Существует несколько классификаций затрат на качество. Самый известный из них – подход Джурана – Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:
♦ затраты на предупредительные мероприятия – это затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефектов, то есть затраты, направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов или потерь;
♦ затраты на контроль – затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
♦ внутренние потери (затраты на внутренние дефекты) – затраты, понесенные внутри организации (то есть до того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут;
♦ внешние потери (затраты на внешние дефекты) - затраты, понесенные вне организации (то есть до того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут.
Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество.
Установлено, что затраты следует классифицировать следующим образом: предупредительные, информационные (текущие), затраты на устранение дефектов, связанных с требованиями заказчика- потребителя. На основе указанной классификации возможно определение «цены качества», а также ответственных лиц и возникновение брака.
В результате грамотного внедрения менеджмента качества изменяется не только величина, но и структура затрат на качество.
Важнейшую роль во внедрении систем качества играет руководство предприятия, задача которого – организовать внедрение, мотивировать должным образом сотрудников и обеспечить контроль за ходом внедрения системы.
- Курс лекций по курсу «принципы управления качеством продукции»
- Качество продукции. Основные понятия, термины и определения. Стадии формирования качества. Подготовка технического задания
- Стадии формирования качества
- Историческая эволюция качества Ассортимент и качество продукции. Основные понятия
- Принципы формирования и показатели планирования ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров. Управление ассортиментом
- Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров
- Управление ассортиментом
- Ассортиментная политика
- Порядок проведения сертификации
- Правовое регулирование маркировки продукции
- Анализ качества деятельности предприятия
- Стадии жизненного цикла продукции
- Конкуренция. Виды конкуренции. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции
- Внешняя система управления качеством
- Внутренняя система управления качеством
- Внедрение систем управления качеством в легкой промышленности, соответствующих международной системе стандартов серии исо 9000
- Экономический подход к управлению качеством. Экономика затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество
- Планирование повышения качества и освоения новой продукции
- Планирование освоения новой продукции
- Состав и построение комплексной системы управления качества Продукции
- Опыт управления качеством в сша
- Опыт управления качеством в Японии.
- Европейский опыт управления качеством
- Кружки качества