logo
ПУКП лекции=вопросы

Принципы формирования и показатели планирования ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров. Управление ассортиментом

Принципы формирования и показатели планирования ассортимента

Ассортимент продукции формируется для достижения двух взаимосвязанных, но противоречивых целей:

-удовлетворения потребностей (платежеспособного спроса) населения в продукции данного вида (выпуске в достаточном объеме продукции высокого качества определенного ассортимента для удовлетворения спроса;

-обеспечения самоокупаемости предприятия и получения прибыли в объеме, необходимом для стимулирования высококачественного труда, самофинансирования производственного и социального развития, формирования государственного бюджета.

Рентабельность продукции является одним из критериев эффективности производства. В данном критерии эффект выражается прибылью от реализации продукции, а затраты – себестоимостью продукции, т.е. рентабельность продукции – это прибыль на 1 руб. себестоимости.

В свою очередь прибыль от реализации – превышение оптовой цены над себестоимостью, поэтому повышение рентабельности изделия и прибыли может быть достигнуто двумя путями: увеличением оптовой цены и снижением себестоимости продукции.

При правильном ценообразовании, когда оптовая цена отражает общественно необходимые затраты на производство продукции и уровень ее качества, плановая рентабельность однородных изделий будет изменяться в узком диапазоне. При существовавшей ранее системе цен рентабельность изделий легкой промышленности изменилась в большом диапазоне (выпускались убыточные, рентабельные, мало- и высокорентабельные изделия).

Реформы цен (например, в 1991г.) также ориентируют предприятия на выпуск продукции высокого качества.

Если предприятие производит несколько видов изделий с различной оптовой ценой, то экономические результаты его работы будут определяться, прежде всего, структурой ассортимента продукции, т.е. степенью согласования в этой структуре обоих требований: удовлетворения определенных потребностей и получения заданной прибыли. Решение проблемы должно осуществляться по схеме 1 системного анализа.

1 – уяснение сущности проблемы – характер и объем потребностей вновь появившихся потребностей, роста и снижения спроса на выпускаемые изделия, новых требований потребителей, результатов изучения спроса на новые модели, экономической характеристики ассортимента – рентабельности изделий выпускаемого и нового ассортимента, сбалансированности рентабельности и объема спроса, причин низкой рентабельности, возможной прибыли, необходимой для самофинансирования предприятия, конъюнктуры внешнего рынка и возможности выхода на внешний рынок;

2 – постановка целей – область удовлетворения потребностей внутреннего рынка (номенклатура продукции, изготовляемой для внутреннего рынка), объем прибыли от реализации продукции на внутреннем рынке, возможность выхода на внешний рынок и возможная прибыль от реализации на внешнем рынке;

3 – разработка вариантов решения – структуры ассортимента в составе выпускаемых, улучшенных, новых и особо модных изделий, возможности сбыта которых предварительно изучены опросами, показами, выставками, изготовлением и сбытом опытных партий;

4 – выявление ресурсов – оцениваются возможности выпуска продукции по предлагаемым вариантам (техническая подготовка производства, материально-техническое снабжение, кадровое обеспечение и т.д.), уточняются предлагаемые варианты ассортимента;

5 – моделирование изучаемого процесса – выбирается критерий предпочтительности варианта решения, выполняется постановка задачи и выбирается программа решения задачи на ЭВМ (при необходимости разрабатывается математическая модель и специальная программа решения задачи на ЭВМ). Критерии предпочтительности должны отражать уровень удовлетворения спроса и степень достижения желательного объема прибыли;

6 – сравнение вариантов по критерию предпочтительности – обсуждаются результаты моделирования и дополняются качественным анализом, сравниваются по критериям предпочтительности;

7 – цель достигнута, если среди предложенных вариантов ассортимента продукции есть такой, который удовлетворяет поставленным целям. Останавливаются на этом варианте и готовят выбранный ассортимент продукции для продажи на оптовой ярмарке, бирже и заключения договоров поставок;

8 – цель не достигнута, если среди предлагаемых вариантов нет такого, который удовлетворяет поставленным целям. Продолжают анализ проблемы;

9 – разработка новых вариантов решения – разрабатываются новые или уточняются имеющиеся варианты ассортимента и повторяют анализ по изложенной схеме. Если уточнение вариантов не привело к положительному решению проблемы, ее анализ продолжают;

10 – привлечение новых ресурсов – планируют техническое перевооружение или модернизацию оборудования, использование новых сырьевых ресурсов и т.п., в соответствии с этим уточняют варианты ассортимента и повторяют анализ;

11 – уточнение цели решения – если и это не приводит к решению проблемы, уточняют цель решения, область и уровень удовлетворения потребностей, получаемую прибыль. В соответствии с уточненной целью находят предпочтительный вариант ассортимента.

Для разработки вариантов ассортимента может быть использован метод рангового анализа. В этом методе для каждого вида изделия указывается удельный вес выпуска изделия в общем объеме, рентабельность, ранг выпуска (продукции с наибольшим удельным весом выпуска присваивается ранг 1), ранг рентабельности (изделию с максимальной рентабельностью присваивается ранг 1), разница рангов выпуска и рентабельности. Небольшая разница рангов свидетельствует об экономически рациональной структуре ассортимента, большая разница рангов свидетельствует о недостаточно рациональной структуре ассортимента.

Если ранг выпуска существенно больше ранга рентабельности, т.е. изделие, имеющее низкую рентабельность, выпускается в большом объеме, то целесообразно заменить изделие новым, более высокого качества и рентабельности, или снизить объем выпуска.

Если ранг выпуска ниже ранга рентабельности, т.е. изделие, имеющее высокую рентабельность, выпускается в небольших объемах, то при наличии спроса целесообразно увеличить объем выпуска.

При формировании ассортимента, планировании и оценке изделий наиболее часто используют следующие показатели:

1. показатели структуры ассортимента;

2. уровень выполнения плана по номенклатуре продукции в процентах (в расчет принимается только количество продукции, изготовленной в пределах принятого плана, сверхплановые изделия не учитываются;

3. удельный вес производства новых изделий в процентах в объеме выпуска всех изделий;

4. удельный вес изделий с индексом Н (продукция улучшенного качества) в процентах, в составе вновь вводимых в ассортимент моделей (по числу моделей);

5. удовлетворение заявок торговли на ассортимент продукции;

6. среднегодовая серия выпуска продукции одной разновидности (общий показатель, характеризующий широту ассортимента изделий);

коэффициент обновления ассортимента изделий

Кобн.но, где Нн – число наименований новой продукции;

Но – общее число наименований продукции.

Кобн.но, где Вн – выпуск новой продукции в натуральном или

стоимостном выражении;

Во – общий выпуск продукции.