Планирование повышения качества и освоения новой продукции
Планирование повышения качества продукции.
Важнейшими функциями управления качеством продукции является прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции, планирование повышения качества продукции.
Целью прогнозирования качества является получение научно обоснованной информации о качестве продукции в будущем, используемой для формирования программы действий в настоящем. Реализация такой программы должна обеспечить достижение прогнозируемых показателей уровня качества. Перспективный уровень качества продукции, полученный на основе прогноза, используют при разработке плановых заданий по последовательному приближению характеристик качества изделий к этому ориентиру, а на основе этих заданий осуществляются регулирующие воздействия на процессы разработки и производства продукции для получения изделий с запланированными характеристиками качества.
Важнейшим принципом прогнозирования и планирования качества продукции является принцип планомерного удовлетворения потребности в новой продукции пропорционально возникновению потребности.
Ограниченность ресурсов для производства товаров народного потребления не дает возможности добиться одновременного повышения качества всех изделий всех ассортиментных групп. В этой связи задача прогноза потребностей в продукции более высокого качества состоит в определении экономически целесообразных пропорций и соотношений производства продукции различного качества и назначения.
Принято выделять два общих подхода к прогнозированию: генетический и целевой. При генетическом подходе исходя из выявленных тенденций прогнозируют будущие результаты развития. Один из наиболее распространенных методов генетического подхода – экстраполяция тренда. К ним же относятся морфологический анализ, сценарии будущего, кривые обучения и .т.д. Целевой подход обычно характеризуют как отыскивание путей воздействия на те или иные условия изменения объекта для достижения заранее поставленных целей. Иногда этот метод называют нормативным (нельзя отождествлять с нормативным методом прогнозирования).
Изменение одного из подходов не исключает другого. Отыскивание оптимальной траектории развития прогнозируемого явления предполагает включение в методику экономического прогнозирования методов соответствующих обоим методам.
Определенный интерес для прогнозирования качества продукции представляет компаративный метод, основанный на анализе сходного объекта, имеющего более высокий уровень развития. Применительно к техническому уровню и качеству продукции метод предполагает изучение изменений и развития производства определенных видов продукции в странах, опередивших по определенным показателям развития данную страну.
Наибольшую практическую значимость имеют интерполяционные модели, отражающие закономерности изменения функции по факторам в периоды основания и утверждения. Эти модели строят по временным рядам функции и факторов.
Целью планирования повышения качества продукции является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в товарах соответствующего ассортимента и качества, повышение эффективности производства на основе использования достижений научно-технического прогресса, производственных и социальных возможностей.
Номенклатуру продукции и показатели для планирования ее качества выбирают с учетом стадий обеспечения качества (разработка, изготовление, потребление), вида планирования (текущее, перспективное), уровня планирования и особенностей конкретного вида продукции.
Задачами планирования улучшения качества продукции на стадии исследования и разработки являются создание новых видов продукции с высокими потребительскими свойствами, планомерное улучшение единичных и комплексных показателей.
Эти задания предусматриваются в планах отраслевых подведомственных научных и проектно-технологических организаций и предприятий.
Для отраслей разрабатываются перспективные (прогнозные) комплексные планы (с разбивкой по годам) по улучшению качества и ассортимента продукции, в которых предусматриваются следующие мероприятия:
создание и освоение новой техники и технологии (например, освоение технологических процессов по закупленным лицензиям и т.п.);
создание центров технического обслуживания и ремонта импортного оборудования;
совершенствование стандартизации и метрологического обеспечения производства;
развитие сотрудничества с другими странами;
изучение, формирование и прогнозирование спроса на новые товары и т.п.
Повышение качества продукции на предприятии планируется в разделе перспективных и годовых планов экономического и социального развития «Производство продукции и услуг», а достижение запланированного уровня качества обеспечивается мероприятиями, предусмотренными в разделе «Научно-техническое развитие, совершенствование организации и управления».
На предприятиях легкой промышленности планируемыми показателями качества продукции, влияющими на эффективность его работы, являются повышение сортности продукции, увеличение выпуска продукции с индексами Н и Д, предназначенной на экспорт, сдаваемой ОТК с первого предъявления, повышение коэффициента качества труда. В условиях перехода предприятий на самофинансирование и развития внутрипроизводственного хозрасчета состав показателей качества продукции, используемых во внутризаводском планировании, должен быть увязан с показателями, учитываемыми при материальном стимулировании. Например, для бригады выпускающего цеха сопоставление плановой и фактической сортности продукции позволяет определить в лицевом счете бригады дополнительную прибыль (убыток) и увеличить (уменьшить) соответственно величину дополнительного вознаграждения.
Задания по улучшению качества продукции и работ для цехов и служб предприятия зависят от их специфики. Например, для основных цехов такими показателями могут быть уровень сдачи продукции с первого предъявления, возврат изделий из цехов-потребителей, снижение потерь от брака и числа рекламаций и т.д.; для отдела технического контроля – снижение числа рекламаций и т.п..
Значение внутрипроизводственного планирования повышения качества продукции возрастает в связи с расширением производства конкурентоспособной продукции и введением сертификации как основных источников получения дополнительных доходов, так и валютной выручки.
- Курс лекций по курсу «принципы управления качеством продукции»
- Качество продукции. Основные понятия, термины и определения. Стадии формирования качества. Подготовка технического задания
- Стадии формирования качества
- Историческая эволюция качества Ассортимент и качество продукции. Основные понятия
- Принципы формирования и показатели планирования ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров. Управление ассортиментом
- Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров
- Управление ассортиментом
- Ассортиментная политика
- Порядок проведения сертификации
- Правовое регулирование маркировки продукции
- Анализ качества деятельности предприятия
- Стадии жизненного цикла продукции
- Конкуренция. Виды конкуренции. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции
- Внешняя система управления качеством
- Внутренняя система управления качеством
- Внедрение систем управления качеством в легкой промышленности, соответствующих международной системе стандартов серии исо 9000
- Экономический подход к управлению качеством. Экономика затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество
- Планирование повышения качества и освоения новой продукции
- Планирование освоения новой продукции
- Состав и построение комплексной системы управления качества Продукции
- Опыт управления качеством в сша
- Опыт управления качеством в Японии.
- Европейский опыт управления качеством
- Кружки качества