logo
ПУКП лекции=вопросы

Конкуренция. Виды конкуренции. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции

Конкуренция- это элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Он может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Эта конкуренция происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированности рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции.

Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе стимулов межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся в данный момент наивысшей формой прибыли. В результате увеличивается - выпуск и соответственно возрастает предложение товаров в отрасли, имеющих высокую норму прибыли, а это в свою очередь, приводит к снижению цены и уменьшению нормы прибыли. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на изменение направлений вложений капитала, на его распределение по сферам экономики, т.е. регулируют потоки вложений.

Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя. Свободная конкуренция способствует:

♦ наиболее рациональному и эффективному развитию экономики;

♦ постоянному совершенствованию техники организации труда;

♦ внедрению научно-технических достижений в производство;

♦ снижению издержек производства (уменьшению себестоимости товаров и услуг путем увеличения производительности труда и услуг путем увеличения производительности труда и уменьшения производственных затрат);

♦ расширению ассортимента;

♦ улучшению торгового и последующего обслуживания покупателей;

♦ повышению качества товаров.

В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество, как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Причин, определяющих необходимость повышения качества, довольно много. Среди них отметим:

♦ существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

♦ возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;

♦ увеличение объемов производства и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

♦ совершенствование услуг, конструкций выпускаемых товаров и повышение значимости выполняемых функций;

♦ неприятие потребителями товаров и услуг с относительно невысоким уровнем качества;

♦ ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

В последние годы в России во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции, и уменьшилось количество ставящихся на производство изделий, соответствующих лучшим мировым и отечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции превосходит (или соответствует) по уровню качества лучшие мировые аналоги. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступает со стороны отечественных потребителей на качество продукции и оказываемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям нормативно-технической документации и др.).

С развитием конкуренции по качеству (неценовой конкуренции) все больше внимания уделяется методам и приемам законодательно запрещенной недобросовестной (нечестной) конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции. К ним, среди прочего, относится следующее:

♦ недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов и сбыт по более низким ценам (в мировой практике получившие название пиратства);

♦ нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг;

♦ ложная информация и реклама и др.

Организационные формы технического контроля качества продукции на производстве. Контроль качества: входной, операционный и готовой продукции. Задачи отдела технического контроля (ОТК) на предприятиях легкой промышленности

Контроль качества и испытания продукции (ОТК). Контроль качества направлен на предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, технической документации, образцам-эталонам, условиям поставки и договора.

Испытания направлены на своевременное получение достоверной информации о фактическом качестве разрабатываемой и выпускаемой продукции.

Организация разработки и выполнения мероприятий по результатам государственной приемки продукции, государственного надзора, межведомственного контроля за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, качеством продукции и обеспечением единства измерений (ОКП). Организация разработки и выполнения указанных мероприятий направлена на устранение причин отклонений от требований нормативно-технической и технической документации.

Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции (ВУКП). Направлен на систематическую регистрацию данных о фактическом качестве продукции и труда подразделений, а также отдельных работников и информации для руководства различных уровней управления в интересах принятия обоснованных управленческих решений.

Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции осуществляют органы управления и руководители производственных подразделений.

Внутрипроизводственному учету и отчетности подлежат этапы разработки и освоения новых видов продукции, мероприятия по повышению качества продукции: результаты аттестации; количество брака и потери от брака; рекламации; качество труда; возврат на доработку (из других цехов и от потребителя); результаты изучения спроса и фирменной торговли; ход разработки, внедрения, функционирования и совершенствования КС УКП; результаты проверки соблюдения технологической дисциплины и точности средств технологического оснащения.

Технико-экономический анализ улучшения качества продукции (ТЭО). Направлен на выявление конечных народнохозяйственных и хозрасчетных результатов деятельности предприятия и его подразделений по повышению качества продукции. По результатам анализа оценивается работа подразделений и корректируется целевая программа качества.

Основными направлениями технико-экономического анализа улучшения качества продукции являются:

установление технического уровня и качества разрабатываемой и выпускаемой продукции;

выявление факторов, влияющих на качество продукции;

описание динамики показателей качества разрабатываемой и выпускаемой продукции;

определение экономической целесообразности разработки и поставки новой продукции на производство и снятия с производства устаревших образцов;

расчет экономической эффективности продукции;

оценка влияния постановки новой продукции на производство и мероприятий по улучшению показателей качества выпускаемой продукции на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

нахождение потерь от поставок предприятию сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, не соответствующих требованиям стандартов и технических условий;

расчет потерь от межцеховых возвратов продукции, брака, рекламаций4

оценка выпускаемой предприятием продукции потребителем путем опроса, рекламаций, отзывов и т.п.

Методы управления качеством продукции. Управленческие отношения

Под методом управления понимается метод, посредством которого органы управления воздействуют на те или иные факторы для достижения определенных целей. Метод воздействия выбирается при подготовке управленческого решения. В управлении качеством продукции используются экономические, социальные (социально-психологические и административные (организационно-распорядительные) методы.

Методы управления не следует путать с методами обоснования управленческих решений (аппаратом решения задач). Так, «методы оптимального управления», «методы статистического управления» – это методы (аппарат) подготовки управленческого решения, которые могут содержать и выбор метода управления.

Например, методами оптимизации можно обосновать оптимальную структуру ассортимента высококачественной продукции, т.е. поставить конкретную цель совершенствования и повышения качества продукции. Чтобы перевести предприятие в новое состояние, обеспечивающее выпуск продукции в оптимальном ассортименте и качестве, потребуется ряд управленческих воздействий.

Первым таким воздействием будет мобилизация активности специалистов и всего коллектива на достижение цели, чтобы довести поставленную цель до сознания каждого члена коллектива (социально-психологический метод управления). Затем следует разработать определенную программу (план работы), в которой распределить, кто, когда и какие мероприятия должен выполнить, определить объем и источники потребных ресурсов, осуществить меры экономической заинтересованности коллективов и отдельных работников (сочетание организационно-распорядительного и экономического методов).

Эффективное использование экономических методов управления базируется на принципе сочетания общественных интересов (удовлетворение платежеспособного спроса), интересов государства (отчисление в государственный бюджет части прибыли и дальнейшее развитие предприятия на основе самофинансирования за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия), интересов трудового коллектива предприятия (расширение фонда оплаты труда, фонда развития производства, науки и техники, а также фонда социального развития), интересов трудовых коллективов подразделений предприятия (оплаты труда в зависимости от качества и количества выпущенной продукции на основе хозяйственного расчета и бригадного подряда) и личных интересов каждого работника (оплата труда по личному вкладу в конечный результат с учетом коэффициента трудового участия или коэффициента качества труда).

Основными экономическими методами управления качеством продукции являются оплата по конечным результатам труда в соответствии с объемом и качеством выпущенной продукции; установление цен на продукцию в соответствии с уровнем ее качества и спросом; экономическое стимулирование выпуска высококачественной продукции и самофинансирование производственного и социального развития на основе оптимального распределения прибыли; внутрипроизводственный хозрасчет и подряд; кредитование мероприятий по созданию новой высококачественной продукции; экономическая ответственность предприятия за поставку некачественной продукции.

Среди социально-психологических методов наибольшее распространение получили активное участие трудящихся в управлении и техническом творчестве; различные формы морального поощрения и моральной ответственности; общественное признание персональных заслуг в повышении качества продукции (например, известность модельера и конструктора, право личного клейма качества и т.д.). Социально-психологические методы в совокупности должны обеспечить формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе и предпочтительного мотивационного комплекса, в котором внутренняя мотивация (например, удовлетворенность своей специальностью и перспективами профессионального роста) высококачественного труда превосходит внешнюю положительную мотивацию (например, удовлетворенность своей зарплатой, составом бригады), а последняя превосходит внешнюю отрицательную мотивацию (например, осуждение сотрудниками, административное взыскание, материальная ответственность).

Методы управления тесно связаны с управленческими отношениями, т.е. с отношениями между руководителями и исполнителями, работниками различных уровней управления (отношения по вертикали), между руководителями различных подразделений и между исполнителями (отношения по горизонтали). Управленческие отношения определяются обязанностями и ответственностью, которые фиксируются в служебных документах (в частности, в положениях об отделах и службах предприятия и должностных инструкциях). Для отношений по вертикали характерны субординация, дисциплина, а для отношений по горизонтали – координация, взаимопомощь и инициатива.

Самофинансирование, хозяйственный расчет и подряд усиливают роль управленческих отношений, основанных на проявлении инициативы, порождающей творческий подход к поиску мер, обеспечивающих систематическое повышение качества продукции.

Характер управленческих отношений по вертикали обусловливается распределением функций по уровням управления (схема 4), а характер отношений по горизонтали – распределением функций и задач управления по органам управления.

Сочетание в управлении качеством продукции коллективных и личных интересов приводит к коллективной и личной ответственности. Так, в подрядных коллективах, включающих несколько производственных бригад, сочетается экономическая ответственность за качество продукции порядного коллектива, бригады и каждого члена бригады. Эта ответственность определяется следующими положениями:

-труд подрядного коллектива оплачивается только по конечному результату, т.е. за полностью завершенный объем работ, изготовленную и принятую ОТК или заказчиком продукцию;

-работы, выполненные по вине порядного коллектива с отступлениями от требований стандартов, технических условий и требований переделываются и исправляются без дополнительной оплаты или за его счет;

-коллективный заработок подрядного коллектива распределяется между бригадами в соответствии с их вкладом в общие конечные результаты труда с учетом КТУ бригад, а коллективный заработок бригады распределяется между членами бригады в соответствии с их личным вкладом в конечные результаты труда бригады с учетом их личных КТУ.