logo
ПУКП лекции=вопросы

Опыт управления качеством в сша

После второй мировой войны, когда большая часть глобального промышленного потенциала была уничтожена, во всех странах пережи­вали острый недостаток в товарах широкого потребления. Территория США не подвергалась бомбардировке и не была ареной сухопутных сражений. Промышленность США начала быстро и, как казалось, в не­ограниченном количестве производить холодильники, телевизоры, автомобили и радиоприемники, чтобы удовлетворить потребности, возрос­шие во всем мире в результате возвращения бывших солдат домой. В 40-е и 50-е годы качество товаров, производимых в Америке, было низкое. Единственный вопрос, над которым задумывались, казался лишь объе­мов возможного производства.

Серьезной проблемой для промышленности США являлись ог­ромные затраты вследствие низкого уровня качества. 20-25 % всех те­кущих затрат типичного американского предприятия шло на обнаруже­ние и устранение дефектов продукции. Иными словами, до одной чет­верти всех работников предприятия ничего не производили - они лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого раза. Если прибавить к этому затраты на ремонт или замену дефектных изделий, которые вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то суммар­ные расходы вследствие низкого уровня качества составляли не менее 30 % от издержек производства.

Многие специалисты США считали низкое качество главным тор­мозом роста производительности труда и конкурентоспособности амери­канской продукции. Повысить уровень качества или оказаться в проиг­рыше - другой альтернативы для американской промышленности не су­ществовало.

Решение проблемы качества в США чаще всего пытались найти в различных протекционистских мерах: тарифах, квотах, пошлинах, за­щищающих американскую продукцию от конкурентов. А вопросы по­вышения качества отодвигались на второй план.

Администрация США по требованию американских предпринима­телей приняла ряд протекционистских мер по защите отечественных производителей автомобилей, стали, бытовой электроники, мотоциклов и т.д. Даже ведущие американские компании, в которых качество про­дукции считалось основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей.

Вместе с тем, наиболее трезвомыслящие управляющие фирм США поняли, что надо повышать качество американских товаров. Какие же меры предлагались для этого? Было решено уделить внимание развитию таких проблем, как:

  1. мотивация рабочих;

  2. кружки качества;

  3. статистические методы контроля;

  4. повышение сознательности служащих и управляющих;

  5. учет расходов на качество;

  6. программы повышения качества;

  7. материальное стимулирование.

В США в начале 80-х годов управление качеством сводилось к планированию качества - и это было прерогативой службы качества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизводственным потребителям - планы повышения качества делались без учета потребностей внутри фирмы. Процесс такого управления качеством создавал не планы, а проблемы.

Для 80-х годов характерна массированная кампания по обучению прямо на рабочих местах как способ повышения качества и обнаружения дефектов. Поставщики тоже предприняли попытки обучить качеству свой персонал.

В США стали четче представлять проблему качества. У американ­ской промышленности есть ресурсы, потенциал, амбиции и хорошо оп­лачиваемое руководство высшего звена. Огромные капиталовложения в новую технологию и разработку новых видов продукции, а также новые отношения между рабочими и управляющими, строящиеся на общей за­интересованности в повышении качества продукции и работы, создают предпосылки для новой технической революции в США.

Специалисты США возлагают большие надежды на совершенст­вование управления качеством, которое должно означать, по их мнению, радикального перестройку сознания руководства, полный пересмотр корпоративной культуры и постоянную мобилизацию сил на всех уров­нях организации на поиск путей к непрерывному повышению качества американской продукции.

Новым тенденциям в США наибольшее сопротивление оказывают руководители среднего звена. Для многих из них управленческая поли­тика, основанная на качественном подходе, представляется угрозой их авторитету и даже их должностному положению. Производственные же рабочие, как правило, готовы взять на себя ответственность за качество своей работы.

Сердцевиной революции в области качества является удовлетво­рение требований потребителей. Каждый рабочий на конвейере является потребителем продукции предыдущего, поэтому задача каждого рабоче­го состоит в том, чтобы качество его работы удовлетворяло последую­щего рабочего.

Внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции - новое явление в экономическом развитии страны. Одна из главных задач общенацио­нальной кампании за повышение качества - добиться реализации на де­ле лозунга "Качество - прежде всего!" Под этим лозунгом ежегодно про­водятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) - ведущее в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 г. и насчитывающее в настоя­щее время 53 тыс. коллективных и индивидуальных членов.

Конгресс США учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции, которые с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Премии вручает Президент США во второй четверг ноября, от­мечаемый как Всемирный День Качества.

Анализируя американский опыт в области качества, можно отме­тить следующие характерные его особенности:

- жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики:

Принимаемые в США меры, направленные на постоянное повы­шение качества продукции, не замедлили сказаться на ликвидации раз­рыва в уровне качества между Японией и США, что усилило конкурент­ную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый, глобальный рынок.