logo
ПУКП лекции=вопросы

Европейский опыт управления качеством

Если в Японии и США на протяжении многих лет реализуются программы повышения качества, проводится активная политика в во­просах качества, осуществляется долгосрочное планирование качества, то в Европе за редкими исключениями управление качеством продолжа­ло оставаться, по существу, контролем качества.

В течение 1980-х годов повсюду в Европе наблюдалось движение к высокому качеству продукции и услуг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества. Широко внедрялись системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.

Необходимо отметить большую и целенаправленную деятельность стран Западной Европы по подготовке к созданию единого европейского рынка, выработке единых требований и процедур, способных обеспе­чить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.

Важное место в этой деятельности занимают специальные ассо­циации или организации, осуществляющие координацию в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному с 01.01.93 г.. были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим регламентам, гармонизированы на­циональные стандарты на системы качества, созданные на основе стан­дартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские аналоги -EN серии 29000. Большое значение продается сертификации систем ка­чества на соответствие этим стандартам, созданию авторитетного евро­пейского органа по сертификации в соответствии с требованиями стан­дартов ЕN серии 45000. Указанные стандарты должны стать гарантами высокого качества, защитить миллионы потребителей от низкосортной продукции, стимулировать производителей к новым достижениям в об­ласти качества.

Для нормального функционирования европейского рынка постав­ляемая продукция должна быть сертифицирована независимой органи­зацией. Кроме сертификации продукции проводится аккредитация ис­пытательных лабораторий и работников, осуществляющих контроль и оценку качества продукции. Важнейший аспект их деятельности - кон­троль за удовлетворением требований потребителя и разрешение кон­фликтов, которые имеют место между производителем и поставщиком продукции.

Фирмы проводят еще более интенсивную политику в области по­вышения качества продукции, а процессы подвергаются более жесткому контролю. Качество стало фактором обеспечения конкурентоспособно­сти европейских стран.

Для реализации такой стратегии потребовались единые законода­тельные требования (директивы), единые стандарты и единые процессы проверки, чтобы убедиться, что фирма соответствует требованиям рын­ка.

В 1985 г. принята новая концепция гармонизации стандартов, вве­дены требования по обеспечению безопасности и надежности, но эти требования являются рекомендательными. В то же время обеспечение единых требований имеет большое значение. Поэтому и ориентируется Европа на основополагающие стандарты ИСО 9000 и EN 29000. Введена маркировка продукции знаком СЕ.

Образованы Европейский координационный совет по испытаниям и сертификации и Европейский комитет по оценке и сертификации сис­тем качества. В состав комитета входят организации по сертификации 16 стран. Главная задача проводимой работы - полностью удовлетворить запросы миллионов потребителей единого европейского рынка с наи­меньшими затратами.

Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора прогрессивных форм и методов управления качеством продукции, связывают с их внедрением гарантию стабильного качества продукции. А он а. как известно, вклю­чает стабильную технологию, надлежащую систему поддержания техно­логической точности оборудования и оснастки, метрологические средст­ва контроля и испытаний продукции, эффективную систему подготовки кадров.

В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм Западной Ев­ропы подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК).

Область деятельности Европейского Фонда управления качеством:

  1. Поддерживать руководство западноевропейских компаний в ускоре­нии процесса создания качества для достижения преимуществ во всеоб­щей конкуренции.

  2. Стимулировать и. где это необходимо, помогать всем сегментам западноевропейского сообщества принимать участие в деятельности по улучшению качества и укреплению культуры европейского качества.

ЕФУК совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК) учредил Европейскую премию по качеству, которая, начиная с 1992 го­да, присуждается лучшим фирмам.

Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества являются:

Сопоставление западного (США и Европа) и восточного (Япония) подходов к качеству приведено в таблице.

Таблица 1- Сравнение подходов к качеству

США и Европа

Япония

Качество основывается на низком уровне цен

Качество основывается на низком уровне дефектов

Первая цель — прибыль, каче­ство — категория случайная

Первая цель — качество, при­быль не замедлит последовать

По вопросам качества покупа­тели должны просить согласие поставщика

гласие по­ставщика

Согласие с требованиями по­купателя по вопросам качества

Общие идеи насчет качества

Строгая политика качества к каждому предмету

Сближение уровней качества, достигнутых различными странами мира, стало следствием многих причин. Одной из главных является творческий обмен передовым опытом работы по улучшению качества, интеграция всех подходов и методов, которые человечество освоило на эволюционном пути развития теории и практики достижения высокого качества.

Выработанные таким образом единые подходы, признанные спе­циалистами всех стран, известны теперь как принципы Всеобщего управления качеством (TQM).