Стадии формирования качества
Формирование и поддержание качества продукции происходит на всех стадиях жизненного цикла, которые включают: исследование и обоснование разработки, разработку, производство, эксплуатацию (потребление) и ремонт.
На начальной стадии проводятся по формированию исходных требований к продукции, которые включают: составление заявки на разработку и освоение, научно-исследовательские работы и подготовку технического задания.
Основные требования по разработке и постановке на производство новой (модернизированной) продукции производственно – технического назначения установлены ГОСТ 15.001-88 и соответствующими рекомендациями по его применению.
Техническое задание, как правило, состоит из следующих разделов:
♦ наименование и область применения продукции;
♦ основание для разработки;
♦ цель и назначение разработки;
♦ технические требования;
♦ экономические показатели;
♦ стадии и этапы разработки;
♦ порядок контроля и приемки;
♦ приложения.
Общее содержание разделов установлено в рекомендациях Р 50-601-5-89, а конкретно его определяют заказчик (основной потребитель) и разработчик (при инициативной разработке – только разработчик). Функции заказчика могут выполнять потребители заказываемой продукции, организации, представляющие интересы потребителей, изготовители.
Заказчик формирует исходные требования, обеспечивающие реальную возможность для создания продукции необходимого технического уровня, сокращения сроков и затрат на разработку и постановку продукции на производство, избежания ошибок в дальнейшем за счет тщательной предварительной проработки основных вопросов. Исходные требования должны основываться на прогнозировании потребности рынка в данном виде продукции с учетом тенденций ее развития, а также совершенствования производственных процессов и сферы услуг, где будет использоваться продукция.
Разработчик осуществляет разработку технического задания на основе исходных требований заказчика, а также с учетом результатов выполненных научно – исследовательских и экспериментальных работ, анализа передовых достижений отечественной и зарубежной техники и т.д.
В техническом задании может быть предусмотрена разработка технического предложения, в котором на основе анализа различных вариантов технических решений устанавливаются окончательные требования к техническим характеристикам и показателям качества, не отмеченным в техническом задании. Согласованное с заказчиком техническое предложение позволяет разработать конструкторскую документацию согласно требованиям ЕСКД.
Заказчик совместно с разработчиком в техническом задании определяют порядок процесса сдачи и приемки результатов разработки:
виды изготовленных образцов (экспериментальных, опытных, головных);
категории испытаний;
рассмотрение результатов на приемочной комиссии и ее состав;
документы, представляемые на приемку.
Действие технического задания заканчивается после утверждения акта приемочной комиссии.
Изготовитель определяет необходимость участия разработчика в подготовке и освоении производства продукции. При необходимости они совместно разрабатывают документы, входящие в состав технологической подготовки производства, проводят квалификационные испытания.
Важнейшими задачами на стадии производства являются: обеспечение стабильного качества продукции, анализ данных о результатах эксплуатации (потребления), выявление работ по подготовке к сертификации и организации сервисного обслуживания.
- Курс лекций по курсу «принципы управления качеством продукции»
- Качество продукции. Основные понятия, термины и определения. Стадии формирования качества. Подготовка технического задания
- Стадии формирования качества
- Историческая эволюция качества Ассортимент и качество продукции. Основные понятия
- Принципы формирования и показатели планирования ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров. Управление ассортиментом
- Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров
- Управление ассортиментом
- Ассортиментная политика
- Порядок проведения сертификации
- Правовое регулирование маркировки продукции
- Анализ качества деятельности предприятия
- Стадии жизненного цикла продукции
- Конкуренция. Виды конкуренции. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции
- Внешняя система управления качеством
- Внутренняя система управления качеством
- Внедрение систем управления качеством в легкой промышленности, соответствующих международной системе стандартов серии исо 9000
- Экономический подход к управлению качеством. Экономика затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество
- Планирование повышения качества и освоения новой продукции
- Планирование освоения новой продукции
- Состав и построение комплексной системы управления качества Продукции
- Опыт управления качеством в сша
- Опыт управления качеством в Японии.
- Европейский опыт управления качеством
- Кружки качества