§3.Технологии и методы оценки эффективности решения Понятия и технологии оценки эффективности
При оценке эффективности целесообразно различать эффективность самого процесса разработки решения и эффективность его реализации, что соответствует двум стадиям принятия решения: мыслительной деятельности по разработке решения и управленческой деятельности по реализации решения. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке эффективности (рис. 3.2.3)
П
Теоретические и методологические аспекты оценки эффективности разработаны еще недостаточно, поэтому часто эффективность оценивается на качественном уровне и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и др., отражающих результаты деятельности коллектива в целом.
К оценке эффективности решения подходят с позиции оценки качественных показателей:
своевременности предоставления проекта решения;
степени научной обоснованности решений (использования научных методов разработки, современных подходов);
многовариантности расчетов;
применения технических средств;
ориентации на прогрессивный зарубежный и отечественный опыт;
расходов, связанных с разработкой проекта решения;
численности занятых в разработке решений;
степени риска в реализации решения.
Количественная оценка эффективности процесса разработки решения и реализации затруднена из-за ряда факторов. Тем не менее, в экономике и теории управления разрабатываются теоретико-методологические подходы к ее оценке.
Существуют методы оценки эффективности внедрения новой техники, автоматизированных систем управления.
До недавнего времени для характеристики экономической эффективности управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель — национальный доход за конкретный период времени, на уровне отрасли — показатель производительности труда, на уровне предприятия — прибыль.
Рисунок 3.2.3. Различные понимания эффективности управления и технология ее расчета
Один из известных подходов состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». Под «эффективностью в широком смысле» понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смысле эффективность характеризуется через обобщенные показатели и систему частных показателей экономической и социальной эффективности. Последовательность проведения расчетов в рамках данного подхода показана на схеме (рис. 3.2.3).
Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются следующие обобщенные показатели:
Эр = Д (доходы) / Р (ресурсы) — ресурсная эффективность
Эз = Д (доходы) / З (затраты) — затратная эффективность
Частных показателей экономической эффективности очень много: рентабельность, оборачиваемость средств, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда.
Обобщенными показателями социальной эффективности в широком смысле для коммерческого предприятия могут быть:
степень выполнения заказов потребителей;
доля объема продаж фирмы на рынке.
Частным показателем социальной эффективности коммерческого предприятия являются:
своевременность выполнения заказов;
полнота выполнения заказа;
оказание дополнительных услуг;
послепродажный сервис и др.
Социальная эффективность органа государственного управления (например, службы занятости) может характеризоваться таким обобщенным показателем, как:
число трудоустроившихся граждан;
число граждан, прошедших переобучение, благодаря деятельности этой службы и др.
Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели:
Эу = Д (доходы) / З (затраты на содержание аппарата управления).
Частные показатели:
доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия;
доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии;
нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления).
Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:
доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;
количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения, и др.
К частным показателям относится:
степень технической оснащенности управленческого труда,
текучесть работников аппарата управления,
квалификационный уровень кадров
Оценка эффективности может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природных, экономических и социальных условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.
Изложенный подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата управления в целом, так и для оценки конкретных решений. В первом случае эффективность отражает результативность процесса управления, который проявляется через совокупность принятых и реализованных решений в истекшем периоде. Во втором случае изложенная методика оценки вполне приемлема для оценки отдельных управленческих решений.
Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование объемных показателей и удельных качественных показателей.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- §1. Подходы к изучению управленческих решений
- §2. Понятийная база теории управленческих решений
- §3. Модели принятия решений11
- §4. Этапы процесса рационального принятия решений
- Тема 1.2. Классификация методов разработки и принятия управленческих решений
- §1. Типы задач принятия решений
- §2. Классификация методов принятия управленческих решений
- Раздел 2. Методы, применяемые на стадии подготовки управленческого решения Тема 2.1. Методы анализа и диагностики проблемы
- §1. Методы выявления и формулирования проблемы
- §2. Методы анализа и диагностики проблем
- §3. Интерпретация данных о проблеме
- Тема 2.2. Методы целеполагания и определения альтернатив
- §1.Технология целеполагания при принятии решений
- §2. Типология методов формирования множества альтернатив
- §3. Методы активизации творческого мышления
- §4. Классификационные методы
- Тема 2.3. Методы прогнозирования
- §1. Прогнозирование: понятийная база, типологии прогнозов
- Понятийная база прогностики (что за уровень заголовка?)
- Типология прогнозов
- §2. Фактографические методы прогнозирования
- §3. Экспертные методы прогнозирования
- Аналитические методы прогнозирования
- §4. Место прогнозирования в принятии решений
- Раздел 3. Методы, применяемые на стадии выбора, реализации и контроля реализации альтернатив Тема 3.1. Методы выбора альтернатив
- §1. Методы выбора альтернатив в условиях определенности
- Выбор в условиях определенности при одной, нейтральных или дополнительных целях
- Выбор в условиях определенности в случае множественности конкурирующих целей
- Метод «стоимость — эффективность»
- Метод «затраты — прибыль» («стоимость — выгода»)
- §2. Методы выбора альтернатив в условиях неопределенности и риска
- Метод платежной матрицы (правило Байеса)
- Правило модального значения (аксиома рациональности)
- Метод максимина, минимакса, максимакса и правило Гурвича
- Метод матрицы сожалений, правило Лапласа и правило Крелле
- §3. Экспертные методы выбора альтернатив
- Организация работы экспертов
- Методы получения качественных экспертных оценок
- М Литвак б. Г. Разработка управленческого решения.— м.: Дело, 2001.Етоды получения количественных экспертных оценок
- Оценка согласованности мнений экспертов
- §4. Выбор альтернатив в моделях теории игр
- «Дилемма заключенного»
- Долларовый аукцион
- Модель теории очередей
- Тема 3.2. Методы реализации управленческого решения и оценки результата
- § 1. Методы и технологии планирования, согласования и утверждения решений Планирование
- Согласование и утверждение решения
- §2. Методы и технологии контроля реализации управленческого решения Сущность и виды контроля
- Основные шаги технологии контроля
- Контроллинг: понятие и технология
- Статистические методы контроля в современном менеджменте
- §3.Технологии и методы оценки эффективности решения Понятия и технологии оценки эффективности
- «Целевая» эффективность и технология ее оценки
- Целевая эффективность государственных решений
- Заключение