§2. Методы и технологии контроля реализации управленческого решения Сущность и виды контроля
Контроль исполнения решений, как на стадии разработки, так и на стадии реализации является важнейшей функцией управления и этапов процесса разработки решения. При помощи контроля руководство определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке. Процесс контроля обеспечивает обратную связь управления.
В качестве основных принципов контрольной деятельности можно назвать следующие:
Осмысленность и однозначность восприятия стандарта сотрудниками.
Двустороннее общение с сотрудниками.
Отсутствие чрезмерного контроля.
Установление жестких, но достижимых стандартов.
Вознаграждение за выполнение установленных стандартов и норм.
Контроль должен быть непрерывным, что достигается действием специально разработанной системы мониторинга.
Контроль подразделяется по отношению к процессу реализации решения на предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа развивается в правильном направлении. На этом этапе контролируются, как правило, человеческие, материальные и финансовые ресурсы.
«Опережающий», или предварительный, контроль направлен на три сферы – человеческие, материальные и финансовые ресурсы. Первая предполагает эффективный подбор кадрового состава; вторая – определение предварительных нормативов к качеству ресурсов; третья – разработку бюджета. Предварительный контроль организационно осуществляется реализацией выработанной на этапе планирования системы правил, процедур и «линий» поведения. Они выступают в качестве ориентиров, а частично – критериев для всех иных типов контроля. Обращенность в будущее – важнейшая черта эффективного контроля: лучше с 75 % уверенности знать об ошибке, которая будет, чем со 100 % уверенности обнаружить уже совершенную ошибку. Разработанная эффективная система контроля должна обнаруживать возможные отклонения до их появления.90
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ организацией в соответствии с принятыми решениями. Как правило, он осуществляется непосредственным начальником и основан на измерении фактических результатов проделанной работы. Основным инструментом осуществления контроля является обратная связь. Она позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения.
Текущий контроль реализуется непосредственно в процессе исполнения УР и обычно приурочивается к концу любой технологической фазы процесса организационного функционирования. В нем наиболее полно воплощается уже отмеченный принцип обратной связи, который позволяет не только оценить качество работ, но и внести в них незамедлительные коррективы и тем самым решающим образом содействовать достижению целей.91
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Если в процессе заключительного контроля отсутствует возможность непосредственно влиять на ход выполнения работы, то результаты контроля могут быть учтены в последующем.
Заключительный контроль осуществляется после окончания определенных видов работ. Его роль двояка. Во-первых, на его основе окончательно решается вопрос об их качестве (со всеми вытекающими отсюда последствиями для исполнителей). Во-вторых, от него зависят разного рода оценочные процедуры, решение вопросов «поощрения – наказания», а также организация стимулирования и мотивирования. Следовательно, он выполняет важную собственно мотивирующую функцию. Поэтому с психологической точки зрения руководитель должен уделять наибольшее внимание именно этому типу контроля, владеть методами и правилами заключительного контроля как мотивирующего средства.92
Также контроль подразделяется (по основанию «объем контроля») на частичный (выборочный, локальный, «точечный») и полный (общий, глобальный). В первом случае он затрагивает лишь некоторые, как правило, наиболее важные технологические операции и звенья; касается лишь отдельных аспектов организационной деятельности. Во втором случае контролю подвергаются все основные действия исполнителей, все показатели деятельности и (или) все подразделения управляемой системы. Более эффективным является второй тип контроля, поскольку он удовлетворяет основному организационному правилу контроля, согласно которому контроль должен быть всеобъемлющим. Здесь, однако, возникает проблема организации контроля – проблема его экономичности. Дело в том, что чем более контроль приближается к «идеалу всеобъемлемости», тем дороже он становится, и наоборот.
Далее по признаку систематичности выделяется выборочный («случайный» и, как правило, неожиданный для проверяемого) и плановый контроль. Последний предусматривается заранее разрабатываемым планом контрольных мероприятий и проверок, который доводится до сведения подчиненных. Поведение контролируемых, их отношение к контролю и, естественно, результаты контроля в этих двух случаях существенно различаются.
По характеристике субъекта контроль может быть либо индивидуальным, либо групповым, либо общеорганизационным.
По направленности контроль дифференцируется на результативный и процессуальный. В первом случае определяется мера достижения поставленных целей, а во втором контролируется и сам процесс их достижения.
По степени формализации выделяют также два типа контроля – количественный и качественный (экспертный). Если работа предполагает наличие количественно выразимых нормативов, то именно они должны использоваться в качестве контрольных ориентиров и контроль приобретает вид количественного оценивания. Если работа такова, что ее эффективность трудно или невозможно «измерить», проводится качественная оценка посредством метода экспертирования.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- §1. Подходы к изучению управленческих решений
- §2. Понятийная база теории управленческих решений
- §3. Модели принятия решений11
- §4. Этапы процесса рационального принятия решений
- Тема 1.2. Классификация методов разработки и принятия управленческих решений
- §1. Типы задач принятия решений
- §2. Классификация методов принятия управленческих решений
- Раздел 2. Методы, применяемые на стадии подготовки управленческого решения Тема 2.1. Методы анализа и диагностики проблемы
- §1. Методы выявления и формулирования проблемы
- §2. Методы анализа и диагностики проблем
- §3. Интерпретация данных о проблеме
- Тема 2.2. Методы целеполагания и определения альтернатив
- §1.Технология целеполагания при принятии решений
- §2. Типология методов формирования множества альтернатив
- §3. Методы активизации творческого мышления
- §4. Классификационные методы
- Тема 2.3. Методы прогнозирования
- §1. Прогнозирование: понятийная база, типологии прогнозов
- Понятийная база прогностики (что за уровень заголовка?)
- Типология прогнозов
- §2. Фактографические методы прогнозирования
- §3. Экспертные методы прогнозирования
- Аналитические методы прогнозирования
- §4. Место прогнозирования в принятии решений
- Раздел 3. Методы, применяемые на стадии выбора, реализации и контроля реализации альтернатив Тема 3.1. Методы выбора альтернатив
- §1. Методы выбора альтернатив в условиях определенности
- Выбор в условиях определенности при одной, нейтральных или дополнительных целях
- Выбор в условиях определенности в случае множественности конкурирующих целей
- Метод «стоимость — эффективность»
- Метод «затраты — прибыль» («стоимость — выгода»)
- §2. Методы выбора альтернатив в условиях неопределенности и риска
- Метод платежной матрицы (правило Байеса)
- Правило модального значения (аксиома рациональности)
- Метод максимина, минимакса, максимакса и правило Гурвича
- Метод матрицы сожалений, правило Лапласа и правило Крелле
- §3. Экспертные методы выбора альтернатив
- Организация работы экспертов
- Методы получения качественных экспертных оценок
- М Литвак б. Г. Разработка управленческого решения.— м.: Дело, 2001.Етоды получения количественных экспертных оценок
- Оценка согласованности мнений экспертов
- §4. Выбор альтернатив в моделях теории игр
- «Дилемма заключенного»
- Долларовый аукцион
- Модель теории очередей
- Тема 3.2. Методы реализации управленческого решения и оценки результата
- § 1. Методы и технологии планирования, согласования и утверждения решений Планирование
- Согласование и утверждение решения
- §2. Методы и технологии контроля реализации управленческого решения Сущность и виды контроля
- Основные шаги технологии контроля
- Контроллинг: понятие и технология
- Статистические методы контроля в современном менеджменте
- §3.Технологии и методы оценки эффективности решения Понятия и технологии оценки эффективности
- «Целевая» эффективность и технология ее оценки
- Целевая эффективность государственных решений
- Заключение