logo search
KONSPEKT_lektsy_dlya_3-go_kursa_1_semestr

Лекция. Бизнес-план развития предприятия и методические основы его разработки

Бизнес-план развития предприятия (отдельных направлений его деятельности) является формой проявления текущего пла­нирования в условиях рыночных отношений.

Бизнес-план - это форма представления финансово-эконо­мического обоснования намерений предприятия в рыночной экономике. Бизнес-план состоит из двух частей - описательной и расчетной (финансовый план). В описательной части выделя­ют разделы, в которых дается краткая экономическая история предприятия, характеристика выпускаемой продукции, анализ рынков сбыта и конкурентов, план маркетинга, организацион­ные изменения, управление персоналом. В финансовом плане приводятся результаты расчетов объема продаж и прибыли, показатели экономической эффективности и другие обоснова­ния исходя из назначения бизнес-плана.

Бизнес-план может быть использован в целях:

• повышения уровня стратегического управления произ­водством и реализацией продукции;

• технико-экономического обоснования эффективного развития производства, инвестиционных проектов и получе­ния кредитов;

• выработки экономической программы развития произ­водства за счет оказания мер государственной поддержки;

• формирования единого плана хозяйствования на перспек­тиву, обоснования эффективности приватизации, целесообраз­ности создания совместного или иностранного предприятия.

Бизнес-план – это документ, отражающий в концентриро­ванной форме ключевые показатели деятельности предприятия в будущем, в нем анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем.

Назначение бизнес-плана — помочь предпринимателям оценить свои возможности, выявить емкость и перспективы бу­дущего рынка, оценить необходимые затраты и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию или услуги (для определения потенциальной прибыльности за­думанного дела), убедить возможного инвестора в привлека­тельности выбранной деятельности, обнаружить возможные трудности в первые годы работы предприятия, рассчитать по оценочным показателям прибыльность или убыточность дан­ной деятельности, установить возможные контакты с контр­агентами и т.д.

Бизнес-планирование основывается на принципах, харак­терных для всех видов планирования (единства, участия, не­прерывности, гибкости, точности), а также на принципах итеративности (бизнес-планирование должно носить творче­ский характер и предусматривать неоднократную проработку уже составленных разделов бизнес-плана) и многовариантно­сти (возможность выбора наилучшего из альтернативных ва­риантов достижения поставленных целей).

В зависимости от цели бизнес-плана выделяют следующие его разновидности:

• бизнес-план развития предприятия (бизнес-план пред­приятия);

• бизнес-план отдельного проекта;

• бизнес-план санации предприятия;

• другие.

Бизнес-план предприятия - экономическая программа эф­фективного управления производством, в которой на основе оценки сложившейся экономической ситуации и изучения рынка товаров разрабатываются производственная, коммер­ческая и финансовая стратегии развития производства конку­рентной продукции и получения максимальной прибыли. Цель бизнес-плана предприятия – повышение эффектив­ности функционирования предприятия и обеспечение роста прибыли на основе формирования комплексной системы раз­вития и, прежде всего, активизации инновационно-инвестици­онной деятельности предприятия.

Основные задачи бизнес-плана предприятия:

• определение объема продаж своей продукции;

• формирование производственной программы;

• экономическое обоснование инновационных и инвести­ционных проектов;

• доказательство необходимости и определение пути струк­турных изменений в экономике предприятия;

• обеспечение платежеспособности предприятия;

• расчет экономической эффективности планируемых по­казателей.

Бизнес-план отдельного проекта это документ, содержа­щий технико-экономическое обоснование и программу дей­ствий исполнителей по реализации, например, инновационно-инвестиционного или другого проекта.

Целью бизнес-плана, например инновационно-инвестици­онного проекта, является обоснование возможностей произ­водства и реализации новой продукции (новой технологии, но­вых форм и методов управления и т.д.) на основе расчета чис­того дисконтированного дохода, срока окупаемости инвести­ций и внутренней нормы рентабельности.

Основные задачи бизнес-плана инновационно-инвестицион­ного проекта:

• осмыслить и описать проект;

• определить чувствительность проекта к внешним измене­ниям;

• составить финансовый план;

• определить экономическую эффективность.

Цель бизнес-плана санации предприятия представить фи­нансово-экономическое обоснование возможности возврата долгов и восстановления платежеспособности предприятия, показать пути выхода предприятия из финансового кризиса.

Основные задачи бизнес-плана санации предприятия:

• восстановить платежеспособность;

• организовать производство и сбыт новой продукции;

• сохранить рабочие места;

• повысить экономическую эффективность производства. Ведущим звеном эффективного управления предприятием является разработка комплексной стратегии хозяйствования, направленной на обеспечение устойчивого функционирова­ния предприятия и роста прибыли. Поиск конкретной страте­гии управления базируется на принятой стратегии развития, разработанной в процессе стратегического планирования. Кон­кретная стратегия текущего хозяйствования является основой для бизнес-планирования. Она включает три раздела:

• формулирование перспективной цели и установление долговременных задач, прежде всего по получению прибыли (таким образом обеспечивается преемственность бизнес-плана со стратегическим планом);

• определение способов реализации поставленных задач и путей достижения намеченных целей на основе развития про­изводства конкурентоспособной продукции;

• оптимизация использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также выработка организационно-тех­нических и финансово-экономических способов и форм разви­тия предприятия, которые способны успешно реализовать по­ставленные задачи.

Первостепенное значение имеет стратегия производства но­вой конкурентоспособной продукции, маркетинговая, произ­водственная и финансовая стратегии, основанные на использо­вании новых технологий и прогрессивной техники, рациональ­ной организации производства и труда и переориентации пред­приятия, на учете требований рынка и уровня удовлетворения спроса потребителей.

Для разработки бизнес-плана наибольший интерес пред­ставляют следующие ключевые стратегии:

• инновационная стратегия, основанная на развитии науч­ных исследований, внедрении новой техники и технологии в производство, производстве новой высококонкурентной про­дукции;

• маркетинговая стратегия, направленная на определение ем­кости рынка, расширение рынка продаж и увеличение прибыли;

• стратегия рациональной организации труда, производ­ства и реализации продукции;

• инвестиционно-финансовая стратегия, обеспечивающая эффективное регулирование денежных потоков с целью полу­чения максимальной прибыли от вложения капиталов;

• стратегия эффективного управления предприятием, кото­рая представляет имитационную модель реализации всех задач бизнес-плана, включая организацию маркетинговой деятельнос­ти, технической подготовки производства, производства и реа­лизации продукции, финансового менеджмента.

Основной задачей при формировании эффективной страте­гии текущего хозяйствования является развитие коммерческо­го расчета и углубление его принципов, внедрение достижений науки и техники, создание новых организационных структур и подбор кадров, обеспечивающих стратегические изменения и реализацию производственного потенциала предприятия с це­лью получения прибыли.

Таким образом, разработка бизнес-плана направлена на реа­лизацию целей предприятия. Эти цели и определяют вид биз­нес-плана (бизнес-план по реализации целей отдельных видов деятельности; реструктуризации; освоению новых видов про­дукции или технологий; привлечению инвестиций; бизнес-план финансового оздоровления предприятия; вновь создаваемого предприятия и др.).

Бизнес-план развития предприятия разрабатывается для обоснования возможности обеспечения сбалансированности основных экономических и финансовых показателей его де­ятельности на очередной календарный год и служит конкрет­ным планом по мобилизации всех видов ресурсов и реализации организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных прогнозом разви­тия коммерческого предприятия на пять лет в увязке с направ­лениями и параметрами, определенными прогнозом социаль­но-экономического развития Республики Беларусь на очеред­ной год и программой социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные пять лет.

Бизнес-план развития базируется на анализе текущего состоя­ния коммерческого предприятия, основных факторов экономи­ческого роста и оценке их влияния на развитие коммерческого предприятия и отрасли народного хозяйства в прогнозном перио­де. При анализе особое внимание уделяется выявлению положи­тельных тенденций развития предприятия, а также установлению причин, негативно влияющих на результативность производства товаров (работ, услуг).

Бизнес-план развития предприятия включает:

• оценку текущего состояния коммерческого предприятия с определением закономерностей и тенденций его развития во взаимосвязи с тенденциями и приоритетами развития отрасли народного хозяйства;

• обоснование целей и задач, важнейших направлений эко­номического развития коммерческой организации на очеред­ной год;

• определение внутренних и внешних факторов и условий эффективного развития коммерческого предприятия;

• установление конкретных параметров и приоритетных направлений развития коммерческого предприятия на очеред­ной год;

• определение и описание конкретных мероприятий, обес­печивающих достижение целевых параметров развития ком­мерческого предприятия.

Можно выделить общие подходы к подготовке бизнес-пла­на развития:

• бизнес-план развития составляется с учетом специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой де­ятельности коммерческого предприятия;

• каждый раздел формируется на основании достоверных исходных данных, подтвержденных исследованиями и оформ­ленных соответствующими документами;

• отдельными приложениями к бизнес-плану развития оформляются документы, подтверждающие исходные и другие данные, используемые в бизнес-плане развития (копии учреди­тельных и отчетных документов, материалов аудиторской про­верки и другие документы);

• исходные и выходные данные, заложенные в бизнес-пла­не развития, должны быть идентичными на всех этапах его рас­смотрения в органах управления;

• время (шаг) отображения информации в таблицах биз­нес-плана развития, содержащих финансово-экономические расчеты, принимается равным одному кварталу, информация приводится нарастающим итогом (первый квартал, первое по­лугодие, девять месяцев, год);

• расчеты бизнес-плана развития проводятся в белорусских рублях (в действующих ценах).

В бизнес-планах развития указываются руководители и струк­турные подразделения коммерческих предприятий, ответствен­ные за достижение доведенных и контролируемых органами управления показателей деятельности этих предприятий.