Метод swot-анализа.
Особой разновидностью экспертного метода является метод SWOT-анализа. Этот метод широко используется в современной практике исследования систем управления и стратегического менеджмента. Его название – это аббревиатура следующих английских слов: сильные, слабые стороны, возможности, угрозы.
Метод состоит в последовательном изучении внутреннего состояния организации, определения её сильных сторон, недостатков, возможностей и угроз.
Методология SWOT-анализа может использоваться в качестве универсальной. В результате анализа проявляется картина соотношений сильных и слабых сторон организации, возможностей и опасностей, которая подсказывает как следует изменить ситуацию, чтобы нейтрализовать угрозы и недостатки возможностями и сильными сторонами.
Матрица SWOT-анализа строится на 2-х векторах: состояние внешней среды – горизонтальная ось и состояние внутренней среды – вертикальная ось. Каждый вектор разбивается на 2 раздела – уровня состояния:
1. возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды;
2. сила и слабость потенциала фирмы.
На пересечении 4 поля (квадранта) складываются следующие группы ситуаций:
1) Поле SO– сила возможности: фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование предоставленных возможностей. Если в целом по некоторым возможностям позиции фирмы очень сильны, то это поможет принять соответствующую стратегию их использования.
2) Поле ST– сила угрозы: фиксируются те слабые стороны потенциала организации, которые не дают шанса использовать предоставляющиеся возможности. Также рассматриваются стратегии развития потенциала.
3) Поле WT– слабость угрозы – это наихудшее состояние для организации. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь разработкой стратегий развития своего потенциала.
4) Поле WT– слабость возможности: руководству организации следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния организации или целесообразность поиска стратегии развития потенциала.
Распределение факторов по этим квадратам не всегда является лёгким делом. Бывает, что один и тот же фактор одновременно характеризует и сильные и слабые стороны объекта.
Кроме того, в одной ситуации фактор может выглядеть достаточным, в другой недостаточным. Иногда они бывают несоизмеримыми по своей значимости. Это обстоятельство необходимо учитывать. Один и тот же фактор можно размещать в нескольких квадратах, если трудно однозначно определить его место.
Суть метода заключается в том, чтобы идентифицировать факторы, разместить их таким образом, чтобы концентрация факторов подсказала пути решения проблемы.
Заполненная матрица показывает реальное положение дел, состояние проблемы и характер ситуации. Это IэтапSWOT-анализа.
На IIэтапе необходимо провести сравнительный анализ сильных сторон и возможностей, который должен показать, как использовать сильные стороны.
Одновременно необходимо проанализировать и слабые стороны относительно существующих опасностей (угроз). Такой анализ показывает насколько вероятен кризис. Полезно сделать сравнительный анализ сильных сторон и существующих опасностей.
В ИСУ предметом этого метода м.б. проблемы развития управления, например, эффективность, персонал, стиль, распределение функций, структура системы управления, коммуникации, информационное обеспечение, организационное поведение, мотивация. Использование подготовленных специалистов позволяет повысить эффективность этих методов.
В качестве примера можно рассмотреть, что можно отнести к сильным и слабым сторонам деятельности предприятия и выделить возможности и угрозы.
S:
oустойчивые связи с потребителями и поставщиками;
oразмер производственных помещений;
oмалая доля расходов на оплату труда в общих затратах;
oналичие технологических НОУ-ХАУ.
Недостатками предприятия м.б. (W):
oвысокие накладные расходы;
oнеэффективная система управления;
oустаревшая технология;
oморально устаревшие виды продукции;
oвысокие транспортные расходы.
О:
oзаконодательная поддержка федерального или муниципального органа исполнительной власти;
oинтерес инвестиционных фондов;
oнеудовлетворённость сектора потребительского рынка.
Т:
oдействия конкурентов;
oинфляция;
o изменения налоговой системы;
oбанкротство поставщиков и покупателей.
- Понятие исследования и основные его этапы
- 3.Системный подход к исследованию систем управления.
- Классификация систем управления.
- Классификация исследований систем управления.
- 7. Теория планирования экспериментов.
- Информационная основа исследования систем управления.
- Теоретические основы экспериментальных исследований систем управления.
- Системный анализ в исследовании систем управления.
- Логический аппарат исследования систем управления.
- Характеристика различных методов в ису.
- Оценка безопасности при исследовании систем управления.
- Характеристика систем управления: открытая, закрытая, жесткая, полуоткрытая.
- Предприятие как первичная система управления экономикой - самоорганизующаяся, саморазвивающаяся и самонастраивающаяся система.
- Характеристика факторов внешней среды управления экономическими системами.
- Методы системного анализа и моделирования в управлении (экспертная аналитика, целевое и организационное структурирование.)
- Основы и принципы системотехники.
- Моделирование как подход к исследованию систем управления.
- Диалектический подход к исследованию.
- 22. Приемы научного исследования: анализ и синтез; абстрагирование и идеализация; индукция, дедукция и аналогия.
- 23.Гипотеза и ее роль в исследовании.
- Внешняя и Внутренняя среда организации.
- Математические методы параметрических прогнозных исследований.
- Характеристика исследовательских моделей.
- Функционально-логические прогнозные исследования систем управления.
- Метод прогнозного исследования.
- Имитационные модели. Метод Монте-Карло.
- Факторный анализ систем управления.
- Экспертные методы исследования систем управления.
- Метод «мозговой атаки».
- Метод экспертных оценок.
- 34, Синектика, как метод исследования систем управления
- Метод «Дельфи».
- Метод «сценариев».
- Метод swot-анализа.
- Метод «дерева целей».
- Эксперимент как частный метод исследования.
- Факторное планирование экспериментов.
- Анализ данных при исследовании систем управления.
- 42.Наблюдение как частный метод исследования.
- Тесты, социально-экономические эксперименты.
- Исследование целеполагания и критериев управления.
- 45.Опрос как частный метод исследования.
- 46.Анкетирование как письменная форма опроса.
- 47.Интервью как устная форма опроса.
- Классификация как метод исследования.
- 52. Диагностика систем управления.
- Процесс принятия управленческого решения и управления организацией.
- 55, Бизнес-план исследования.