logo search
ГОСЫ

44)Понятие, показатели и факторы роста производительности труда работников предприятия в сфере коммерции

Производительность труда представляет собой сложную экономическую категорию, характеризующую эффективность (плодотворность) деятельности работников в сфере товарного обращения.

Повышение производительности труда имеет большое экономическое и социальное значение для предприятия торговли. От ее уровня и динамики зависят в той или иной степени все основные показатели работы предприятия. Она позволяет:

- существенно снизить затраты на реализацию товаров, если рост производительности труда опережает рост средней заработной платы;

- при прочих равных условиях увеличить объем товарооборота, а, следовательно, и рост прибыли;

- проводить политику по увеличению средней заработной платы работникам;

- более успешно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятия;

- повысить конкурентоспособность предприятия и товаров, обеспечить финансовую устойчивость работы

Под факторами изменения производительности труда понимаются причины, обусловливающие изменение ее уровня. В практике планирования и учета предприятий торговли все факторы изменения производительности труда классифицируются по следующим основным группам:

· факторы технической оснащенности (уровень механизации погрузочно-разгрузочных, размер инвестиций в техническое переоснащение);

· факторы, связанные с организацией труда и его оплаты (уровень квалификации работников; стаж работы в торговле; уровень средней заработной платы; удельный вес работников на сдельной оплате; текучесть кадров);

· факторы, связанные с организацией обслуживания;

· социально-психологические факторы (качество трудовых коллективов; социально-демографический состав кадров; уровень трудовой дисциплины; уровень трудовой активности и творческой инициативы работников; система ценностных ориентаций).

На уровень и динамику производительности труда оказывают влияние многочисленные факторы. Их можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы - это те факторы, которые не поддаются контролю и регулированию со стороны коммерческого предприятия, но, тем не менее, оказывают существенное косвенное влияние на результаты его деятельности:

- уровень развития производства товаров;

- степень насыщенности рынка товарной массой;

- динамика денежных доходов населения;

- динамика розничных цен на товары;

- колебания конъюнктуры рынка;

- конкуренция на рынке и др. [7; с. 81]

Внутренние факторы - это те факторы, на которые коммерческое предприятие может оказывать активное воздействие, то есть изменять их влияние на производительность труда. К внутренним факторам относят:

- состояние материально-технической базы (МТБ);

- уровень технической оснащенности коммерческого предприятия;

- организация и уровень автоматизации и механизации труда;

- организация торгово-технологического процесса;

- используемые формы продажи;

- квалификация работников коммерческого предприятия;

- условия труда;

- текучесть кадров;

- система материального стимулирования и т.д