Облисполкомы и Минский горисполком
Товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках (В случае невключения товаров (работ, услуг) в иные разделы настоящего перечня).
Социально значимые товары (работы, услуги) (за исключением товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь
Тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, тарифы на которую регулируются Советом Министров Республики Беларусь (по согласованию с Президентом Республики Беларусь) и Министерством экономики)
Услуги по тепло- и водоснабжению, водоотведению (канализации), вывозу и обезвреживанию твердых и жидких коммунальных отходов, оказываемые юридическим лицам организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства, а также физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям), эксплуатирующим нежилые помещения
Городские перевозки пассажиров и ручной клади всеми видами транспорта в регулярном сообщении и пригородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении (по согласованию с Министерством экономики)
Продукция общественного питания (цены и наценки), реализуемая в учреждениях образования
Услуги по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов, оказываемые населению
Услуги по водоснабжению, удалению образующихся в садоводческих товариществах отходов, оказываемые садоводческим товариществам
Прямое регулирование цен (тарифов) осуществляется в отношении продукции (услуг) естественных монополий, а также важнейших социально-значимых товаров (услуг).
Регулируемая цена (тариф) должна формироваться на уровне, обеспечивающем производителю (продавцу) покрытие экономически оправданных затрат и получение достаточной для воспроизводства прибыли, при необходимости – за счет мер государственной поддержки.
В Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 г.г. указано: «Совершенствование механизма ценообразования осуществляется путем либерализации порядка установления и согласования цен (тарифов), сокращения объемов товарооборота и номенклатуры товаров, цены по которым регулируются государственными органами, развития механизма рыночного регулирования цен.
Цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, планируется устанавливать с учетом конъюнктуры цен на рынке Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В отношении сельскохозяйственной продукции, поставляемой не для государственных нужд, применяется механизм свободного ценообразования в соответствии с законодательством.»
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Под доминирующим положении на товарном рынке, согласно национальному законодательству, понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров (далее - рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, если:
1) доля на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;
2) доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, но при этом уполномоченные республиканские органы государственного управления установили доминирующее положение хозяйствующего субъекта, исходя из соотношения доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и долей конкурирующих хозяйствующих субъектов (далее - конкуренты) и возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
В соответствии с действующим законодательством Министерство экономики, на которое возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкурентной среды, формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий и Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Государственный реестр – перечень физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и доминирующих на республиканском и местных товарных рынках по определённому товару.
Факт доминирования устанавливается в случае, если величина доли на соответствующем товарном рынке превышает предельные величины (табл.2,3).
Факт доминирования хозяйствующего субъекта, доля товара которого не превышает установленную предельную величину, определяется исходя из стабильности этой доли на товарном рынке относительно размере на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующих его критериев.
Т а б л и ц а 2. – Значение минимальной предельной величины для хозяйствующих субъектов-производителей товаров народного потребления и субъектов, оказывающих услуги
Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок | Значение минимальной предельной величины |
Один | 30 % |
Два | 54 % |
Три | 78 % |
Четыре | 95 % |
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках имеет двухуровневую структуру:
– республиканский уровень, включающий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке;
– местный уровень, включающий перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках.
В первом разделе находятся естественные монополии, цены на которые устанавливают соответствующие министерства .
Основанием для исключения хозяйствующего субъекта из Госреестра является следующее:
• устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определённая в установленном законодательством порядке;
• утрата им статуса юридического лица и ликвидация хозяйствующего субъекта.
При установлении цены используются различные методы.
Наиболее употребляемым в отечественной практике является затратный метод.
Цена формируется за счет рассчитанной себестоимости единицы продукции, заданного размера прибыли, налогов и неналоговых платежей, непосредственно увеличивающих цену.
Преимущества данного метода заключаются в следующем:
• использование метода обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемого размера прибыли;
• относительная простота и универсальность метода.
Недостатки метода проявляются в том, что:
• игнорируется влияние эластичности спроса по цене;
• не учитываются изменения в предпочтениях потребителей, не учитывается потребительная стоимость товара, а следовательно, и цена спроса;
• снижаются конкурентные стимулы к минимизации издержек.
Метод полных издержек применяется:
• на предприятиях с четко выраженной товарной диверсификацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления первоначальной цены на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов;
• на продукцию, производимую по разовым заказам или с индивидуальными характеристиками;
• на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
• при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности или на товары, уровень которых ограничен платежеспособностью населения;
• во внутрипроизводственном ценообразовании.
Цена на обычный товар рассчитывается ОЦ с НДС = С + П + НДС
где С – себестоимость;
П – прибыль;
НДС – налог на добавленную стоимость;
ОЦ с НДС – отпускная цена изготовителя с налогом на добавленную стоимость.
Цена на подакцизный товар исчисляется по формуле ОЦ с ндс = С + П + А + НДС,
где А – сумма акциза.
Розничная цена формируется путем увеличения отпускной цены без НДС на сумму торговой надбавки и НДС:
РЦ = ОЦ без НДС + ТН + НДС,
В РБ предусмотрено регулирование цен и надбавок (скидок) на:
• социально значимые товары по перечню, утвержденному Правительством (регулирование осуществляют Министерство экономики Республики Беларусь, облисполкомы и Мингорисполком);
• товары предприятий-монополистов, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (регулирование осуществляют Министерство экономики Республик
Так, в республике в отношении социально значимых товаров, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, предусмотрено установление предельных отпускных цен.
ПЕРЕЧЕНЬ социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики
1. Хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 процентов.
2. Мясо (говядина, свинина).
3. Мясо кур и цыплят-бройлеров.
4. Яйцо куриное свежее.
5. Субпродукты говяжьи, свиные, куриные.
6. Фарши из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров.
7. Пельмени из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные.
8. Вареные колбасы, сосиски и сардельки.
9. Кровяные и ливерные колбасы, мясные хлебы, зельцы, паштеты из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров, субпродуктов говяжьих, свиных, куриных.
10. Молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог.
11. Масло коровье сливочное без наполнителей.
12. Сыры из коровьего молока ферментные твердые и полутвердые со сроком созревания не более 40 дней и жирностью не выше 55 процентов (кроме выработанных с использованием пропионово-кислых бактерий и плесеней) и мягкие (без созревания, без вкусовых добавок и наполнителей).
13. Сухие смеси и каши для детского питания.
14. Мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные консервы для детского питания.
15. Овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания.
16. Масло подсолнечное и рапсовое.
17. Рыба свежая (семейство карповых).
18. Рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых).
19. Рыба соленая (семейство сельдевых).
20. Сахар-песок белый без добавок весовой и расфасованный в потребительскую упаковку развесом 500 граммов и более (за исключением реализуемого для промышленной переработки).
21. Мука пшеничная.
22. Крупа: рис белый шлифованный, пшено, гречневая, манная, перловая, ячневая, овсяная.
23. Хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок.
24. Сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы.
25. Кофе, чай.
26. Соль поваренная пищевая (кроме соли пищевой морской).
27. Услуги оздоровительных лагерей.
ПЕРЕЧЕНЬ социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом
1. Свежие картофель, капуста белокочанная, свекла столовая, морковь столовая, лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины.
2. Твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения.
3. Чулочно-носочные изделия.
4. Мыло хозяйственное и синтетические моющие средства бытового назначения, предназначенные для стирки.
5. Товары для детей: одежда и белье; обувь; мыло, крем-мыло туалетное, зубная паста; тетради школьные; кровати детские; коляски детские; одеяла детские; соски молочные, пустышки, бутылочки для кормления детей; санитарно-гигиенические изделия: пеленки, подгузники, памперсы, салфетки влажные.
6. Оказываемые населению услуги: ритуальные (гарантированные услуги по погребению); общих отделений бань (за исключением разрядов первого, высшего и люкс) и душевых; по ремонту обуви; социальные, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите.
Закупочные цены на продукцию растениеводства формируются производителями сельскохозяйственной продукции (за исключением продукции, реализуемой по утвержденным в соответствии с законодательством фиксированным закупочным ценам) исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли. На картофель и плодоовощную продукцию закупочные цены формируются производителями сельскохозяйственной продукции не выше утвержденных облисполкомами предельных закупочных цен.
Закупочные цены могут дифференцироваться по качественным параметрам в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, в том числе по продукции растениеводства – по классам, сортам и т.д.
Действующие закупочные цены на продукцию животноводства (молоко, крупный рогатый скот, свиньи) утверждаются постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Закупочные цены дифференцируются на молоко по сортам, на скот – по категориям упитанности в живом и в убойном весе.
Фиксированные закупочные цены устанавливаются:
• за одну тонну молока базисной жирности и белка (без налога на добавленную стоимость) на условии франко-организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции;
• за одну тонну живого (убойного) веса (без налога на добавленную стоимость) на условии франко-организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции.
ЛЕКЦИЯ. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Инвестиции. Классификация и формы расширенного воспроизводства основных фондов
Для сохранения и развития производственного потенциала предприятия необходима инвестиционная деятельность. Под инвестициями понимают вложения капитала в любом виде в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли и (или) социального эффекта.
В современных условиях инвестиции определяют как денежные средства, банковские вклады, паи, акции, другие ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, в том числе товарные знаки, любое другое имущество или имущественные; права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли (дохода) и (или) социального эффекта.
В широком смысле "инвестиции – это расходование имеющихся в настоящее время ресурсов в ожидании получения их большего объема в будущем, т.е. получение будущих выгод" — такое определение инвестиций дают профессора Зви Води (Бостонский университет), Алекс Кейн (Калифорнийский университет), Алан Дж. Маркус (Бостонский колледж). Основное свойство всех инвестиций: жертвуя чем-либо, обладающим какой-либо стоимостью (ценностью) сейчас, мы ожидаем извлечь из этого выгоду в будущем. Нельзя не согласиться с американскими профессорами, которые считают важнейшей чертой инвестиций их способность приносить доход в последующий период времени.
По Инвестиционному кодексу Республики Беларусь инвестиции – это любое имущество и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного результата. Главным направлением использования инвестиций является вложение их в инновационную деятельность предприятия.
По экономической сути реализованные инвестиции представляют собой единовременные затраты, направленные на расширенное воспроизводство производственных ресурсов предприятия (основных и оборотных средств, обучение и повышение квалификации персонала), на увеличение его реального капитала. В этом смысле инвестиции – это вложения в активы предприятия.
В качестве инвестиций может использоваться следующее имущество и права:
• денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;
• движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);
• имущественные права, вытекающие из авторского права, права промышленной собственности, товарные знаки и знаки обслуживания, «ноу-хау» и другие интеллектуальные ценности;
• права пользования землей или другими природными ресурсами.
В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия возникает необходимость в инвестициях, которая обусловлена следующими факторами:
• проведением политики расширенного воспроизводства;
• увеличением спроса на производимую продукцию, что требует роста объемов производства и соответственно – производственных мощностей предприятия;
• изменением спроса на производимую продукцию, что требует изменения товарной стратегии, диверсификации продукции путем технологической реструктуризации и замены действующего оборудования новым;
• поддержанием и повышением конкурентного преимущества предприятия на рынке, улучшения качества производимой продукции и снижения ее себестоимости за счет внедрения новых технологий и оборудования;
• активизацией инновационной деятельности, когда инвестиции, обеспечивают производство принципиально новых видов продукции и технологий, внедрение которых в производство обеспечивают предприятию рыночные преимущества.
Решение этих задач осуществляется в процессе систематической инвестиционной деятельности на предприятии.
Исходя из особенностей объектов инвестирования, инвестиции классифицируются на реальные, финансовые, интеллектуальные.
Реальные – инвестиции в конкретный тип материальных объектов, например в оборудование с целью увеличения реального капитала предприятия. Реальными инвестициями являются капитальные вложения. К таким инвестициям относятся долговременные вложения в расширенное воспроизводство капитала (новое строительство зданий, сооружений, расширение действующих производств, реконструкция, техническое перевооружение).
Финансовые (портфельные) – инвестиции в ценные бумаги, в приобретение облигаций, акций, долей, паев.
Интеллектуальные – инвестиции в образование, подготовку и повышение квалификации персонала, в объекты интеллектуальной собственности.
В реальных, финансовых и интеллектуальных инвестициях выделяют венчурные — высоко рисковые вложения, обусловленные необходимостью финансирования инновационных программ предприятия в области высоких технологий.
По цели инвестирования различают инвестиции:
1) обязательные, необходимые для продолжения деятельности предприятия (экология, безопасность и т.п.);
2) направленные на снижение издержек и таким образом связанные с поддержанием конкурентоспособности, совершенствованием технологии, повышением качества товаров и услуг;
3) направленные на расширение и обновление предприятия – связаны с заменой и модернизацией устаревших и строительством новых объектов;
4) по освоению новых товаров, услуг и рынков – связаны с диверсификацией производства, развитием сервисных сетей, новых каналов продвижения товаров (услуг) на рынок;
5) по покупке нематериальных активов через договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг), предусматривающий передачу за вознаграждение прав на пользование объектами интеллектуальной собственности;
6) по приобретению финансовых активов – направлены на образование финансовых альянсов, объединений, холдингов финансово-промышленных групп с целью расширения рынков сбыта и получения новых источников финансовых ресурсов.
По связи с процессом воспроизводства различают нетто-инвестиции (начальные инвестиции необходимые при создании предприятия), реинвестиции (на восстановление и замену активов, диверсификацию и выживание предприятия) и брут-то-инвестиции (сумма нетто-инвестиций и реинвестиций).
По источнику инвестиции могут быть собственные, заемные, лизинговые, бюджетные, зарубежные, международные.
Динамика и структура инвестиций в основной капитал экономики Республики Беларусь по источникам финансирования представлена в табл..1.
Таблица 10.1. Инвестиции в основной капитал экономики Республики Беларусь по источникам финансирования
По участию предприятия в процессе инвестирования выделяют инвестиции прямые, которые предполагают непосредственное участие инвестора в инвестиционном процессе, и непрямые (опосредованные через специальные фонды и специализированные финансовые организации).
По периоду осуществления: кратко- и долгосрочные инвестиции.
По периодичности получения доходов: нерегулярные и регулярные, т.е. аннуитет — инвестиции, приносящие равный доход через регулярные промежутки времени, например в страховые и пенсионные фонды.
По степени риска различают инвестиции безрисковые и рисковые, в том числе венчурные. По связи с инвестиционным циклом различают: предпроизводственные (для осуществления НИОКР) и производственные — капитальные инвестиции (на создание производственных фондов).
По формам расширенного воспроизводства основных средств инвестиции классифицируются в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий [9].
Как было сказано выше, в зависимости от объекта инвестиции могут выступать в форме как прямых инвестиций, непосредственно вкладываемых в создание нового производственного оборудования, лицензий, недвижимости, так и портфельных инвестиций, представляющих собой помещение средств в ценные бумаги.
Исследование инвестиций с позиции экономической целесообразности показывает, что прямые инвестиции выступают в форме капиталообразующих инвестиций (традиционно используется термин "капитальные вложения"). В соответствии с применяемыми у нас в течение ряда лет статистическими методами оценки в объем капитальных вложений включаются затраты: на новое строительство, расширение действующих предприятий, реконструкцию, техническое перевооружение. Такое деление позволяет характеризовать капитальные вложения по направлениям использования.
Так, новое строительство представляет собой строительство новых предприятий на вновь осваиваемых площадях.
Расширение действующих предприятий – это сооружение вторых и последующих очередей, введение в строй дополнительных цехов и производств, расширение уже функционирующих основных и вспомогательных цехов и производств.
Реконструкция – осуществляемое в процессе деятельности предприятия частичное либо полное переустройство производства без строительства новых или расширения действующих цехов (но оно включает и строительство новых цехов взамен ликвидированных).
Техническое перевооружение действующего предприятия представляет собой повышение технического уровня отдельных участков производства и агрегатов путем внедрения новой техники и технологий, механизации и автоматизации, модернизации изношенного оборудования.
Выбор направления капитальных вложений обосновывают исходя прежде всего из целей инвестирования. Очевидно, что капитальные вложения в реконструкцию и техническое перевооружение позволяют сокращать сроки ввода нового оборудования и объемы необходимых затрат. Новое строительство дает возможность переходить на новые технологии, прогрессивную организацию производства, новые методы управления.
По составу выделяются капитальные вложения:
• на строительно-монтажные работы;
• приобретение основных фондов;
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
• проектно-изыскательские работы и др.
По назначению капитальные вложения делятся на производственные (здания, сооружения, машины, оборудование и др.) и непроизводственные (объекты социально-культурного назначения, библиотеки, детские и спортивные учреждения и др.).
Для оценки капитальных вложений используют их структуру, которая в зависимости от классификации признаков может быть отраслевой, территориальной, технологической и воспроизводственной .
Отраслевая структура характеризует соотношение капитальных вложений по отраслям (в процентах к общему объему инвестиций).
Территориальная структура характеризует соотношение объема капитальных вложений по регионам (областям, районам).
Кроме того, большое значение имеет оценка прогрессивности оборудования и применяемых технологий, т.е. технологическая структура.
Воспроизводственная структура капитальных вложений отражает их соотношение по формам воспроизводства: новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих предприятий.
Часто в литературе используется классификация инвестиций в зависимости от их характера-, реальные (прямые), финансовые и интеллектуальные. К реальным инвестициям относятся инвестиции в основной капитал, а также в товарно-материальные запасы, к финансовым – вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, к интеллектуальным – вложения в подготовку кадров, передачу опыта, лицензии, ноу-хау, в совместные научные разработки.
Инвестиции можно классифицировать:
. по формам собственности (особое внимание уделяя привлечению частных инвестиций);
. по субъектам инвестирования, т.е. по тому, кто является инициатором инвестиционной деятельности (государство, частные лица);
• по видам рынка вложения (финансовый рынок, производственный).
По форме инвестиции могут быть материальными (в основной капитал, прирост оборотного капитала) и нематериальными (имущественные права, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, повышение квалификации; при этом имущественные права могут определяться авторскими правами, ноу-хау, лицензиями, патентами, а также правами пользования землей, природными ресурсами и др.).
Инвестиции можно классифицировать также по источникам финансирования:
• собственные финансовые ресурсы предприятия и внутрихозяйственные резервы (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и др.);
• заемные финансовые средства (кредиты, займы и т.п.);
• привлеченные финансовые средства (средства, получаемые от продажи акций, паевые взносы членов трудового коллектива и т.д.);
• денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
• средства государственного бюджета и внебюджетных фондов;
• иностранные инвестиции.
Таким образом, инвестиции разнообразны по составу, назначению, форме, источникам финансирования, но все они являются важнейшим ресурсом предприятия, направленным на получение дохода и (или) достижение социального эффекта.
- Лекция. Система планирования деятельности предприятия
- 1. Сущность и принципы системы планирования, виды планирования
- Классификация видов плана
- 2. Основные методы планирования на предприятии
- 2. Стратегическое планирование
- 3. Особенности стратегического, текущего (тактического) и оперативно-производственного планирования
- Тактическое планирование
- Лекция. Бизнес-план развития предприятия и методические основы его разработки
- Этапы разработки бизнес-плана
- Структура и содержание бизнес-плана
- 2. Производственная программа предприятия
- 2.1. Понятие и назначение производственной программы предприятия
- 2. Структура и показатели производственной программы предприятия
- Раздел 1. Мощность на начало планового периода:
- 2. Структура организационно-экономического механизма регулирования заработной платы и ее регулирование на рынке труда
- Лекция тарифная система оплаты труда
- Лекция. Формы и системы оплаты труда
- 1. Формы и системы заработной платы
- 1. Издержки и затраты, образующие себестоимость продукции, расходы и их классификация
- 2. Методические основы формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и классификация ее видов
- 3. Калькулирование себестоимости продукции
- Себестоимость продукции
- Лекция. Цены и ценообразование в апк
- 1. Функции цен, факторы ценообразования, классификация цен.
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- Министерство экономики
- Облисполкомы и Минский горисполком
- 2. Инвестиционная деятельность предприятия
- 3. Инвестиционный проект
- 4. Методы оценки эффективности принимаемых решений по инвестиционным проектам