logo search
ИСУ

Метод прогнозного исследования.

Известны: поисковое и нормативное прогнозирование стратегическое, бизнес-, перспективное, текущее, оперативное планирование; планирование маркетинга; планирование разработок, производства, финансов, кадрового обеспечения и др.

Поисковый прогноз устанавливает возможные состояния объекта прогнозирования в будущем.

Нормативный прогноз устанавливает пути и сроки достижения определенных состояний объекта прогнозирования.

План - директивное определение перечня и сроков действий, исходя из определенных целей, ресурсов, выделяемых для достижения этих целей, научно обоснованных нормативов расходования ресурсов.

Представляется возможным в качестве основных отличий планирования от прогнозирования назвать следующее.

Прогнозирование осуществляется в интересах снятия неопределенности знаний о внешних условиях и имеет вероятностный характер.

Планирование имеет директивный характер.

Объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность ОПС и внешней среды. Прогнозирование в большей степени ориентировано на исследование развития внешней среды ОПС, рассматривает бизнес или его элемент как некую целостность, носит системный характер. Прогнозирование в большей мере носит исследовательско-информационный характер и позволяет определить:

  1. возможные состояния внешней среды;

  2. перечень и вероятности достижения возможных целей;

  3. перечень путей и соответствующие им вероятности достижения каждой из целей.

Планирование в большей степени относится к процессу управления внутренней средой ОПС, а также менеджменту, который может быть представлен четырьмя взаимосвязанными функциями: планированием, организацией, мотивацией, контролем.

Предмет исследований в прогнозировании - методы разработки прогнозов (прогнозирования).

Объект планирования - это процесс в системе управления.

Предмет исследований в планировании - методы разработки планов (планирования).

Планирование осуществляется во внешних условиях, которые принимают определенными (детерминированными).

Планирование осуществляется после принятия решений:

  1. по составу множества целей функционирования;

  2. по выделяемым ресурсам (времени, средствам и т.д.);

  3. по путям и критериям достижения поставленных целей.

Планирование позволяет уточнить критерии достижения цели и критерии оценки эффективности выбранных путей, определить состав работ, сроки, ресурсы, необходимые для выполнения работ. Планирование в большей степени имеет декомпозиционный, функциональный характер в соответствующих сферах бизнеса.

Предполагается, что исследователь, прогнозист выбирает вид метода прогнозирования, а затем в пределах этой группы выбирает наиболее подходящий метод прогнозирования или разрабатывает свой метод из этой группы или модифицирует уже известный.