1. Функции цен, факторы ценообразования, классификация цен.
Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие виды функций:
• учетная функция проявляется в том, что цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к ним относятся как количественные (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем инвестиций, объем выпускаемой и реализуемой продукции и т.д.), так и качественные показатели (рентабельность, производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.д.).
• стимулирующая функция выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли.
• распределительная или перераспределительная функция цены отражает участие цены в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Распределительная функция цены проявляется через налогово-бюджетную политику, а именно, через налоги, особенно косвенные (акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды. А через бюджетную систему централизованные средства направляются на решение экономических и социальных задач общества.
• балансирующая функция или функция балансирования рыночного спроса и предложения заключается в том, что через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом.
• информационная функция цены проявляется в том, что цена служит индикатором состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка.
Существуют различные подходы к классификации факторов, оказывающих влияние на динамику и уровень цены. В зависимости от уровня формирования цены выделяют факторы микро -и макроуровня.
К факторам, определяющим уровень цен на микроуровне, относятся:
• индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестоимостью; средняя норма прибыли, наличие экономической прибыли; качество товара; объемы поставок, взаимоотношения продавца и покупателя; условия платежа; франкировка цен или базисные условия поставки; уровень сервиса и срок послепродажного обслуживания; длительность цикла товародвижения; жизненный цикл товара; мобильность производства; затраты на рекламу; имидж предприятия; уровень спроса и предложения на данную продукцию; характер государственного регулирования цен на конкретные группы товаров; характер антимонопольного регулирования; платежеспособность населения; и другие.
Факторы, оказывающие воздействие на уровень цен и их динамику на макроуровне, можно классифицировать на экономические, которые включают экономическую систему государства, состояние экономики, государственную ценовую политику, уровень жизни, обеспеченность основными ресурсами; политические – политическая стабильность в обществе, возможность прогнозировать государственную политику, характер государственного регулирования деятельности предприятия и др.;
инфраструктурные и социальные факторы и др.
Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен.
Отпускная цена предприятия-изготовителя – цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.
Оптовая цена формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.
Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного потребления.
По способу установления различают регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Они применяются на важнейшую структурообразующую продукцию, продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары социальной значимости и некоторые другие.
Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон – продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.
В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере народного хозяйства различают:
• оптово-отпускные цены на промышленную продукцию;
• закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
• сметные цены в строительстве;
• тарифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги.
Закупочные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию. Это цены, по которым перерабатывающие предприятия и заготовители закупают сельскохозяйственную продукцию у сельскохозяйственных предприятий и фермеров в счет госзаказа и помимо его.
В отечественной практике хозяйствования широкое распространение получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены размеров транспортных расходов используются различные виды цен «франко».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Большинство стран использует установленные правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов, pегламентирующих порядок и методологию формирования цен. Формы государственного управления процессами ценообразования могут быть самыми различными: от прямого директивного установления цен или их предельного уровня до общественного осуждения производителей, завышающих цены. Однако общепризнанными считаются два основных метода государственного регулирования цен, к которым относятся прямое и косвенное регулирование.
Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице своих органов управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен. Это касается порядка определения уровня затрат (калькулирование себестоимости), уточнения состава затрат соответствующими нормативными документами, определения расходов, возмещаемых из прибыли, установления норматива рентабельности на продукцию предприятий - монополистов и т.д.
В самом общем виде прямое регулирование цен предполагает, во-первых, установление минимальных цен; во-вторых, установление максимальных цен; в-третьих, установление ценового коридора (верхний предел защищает потребителя продукции, а нижний – производителя, обеспечивая минимальный доход и не допускающий разорения).
Однако в станах с развитой рыночной экономикой наиболее широко распространены косвенные методы управления ценообразованием. Суть их состоит в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в ценообразующих процессах. К таким процессам, как правило, относятся, во-первых, принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, во-вторых, государственные закупки на основе тендеров, в-третьих, регулирование денежного оборота и кредита, в-четвертых, установление норм амортизации и учетной ставки, в-пятых, в стимулирование малого предпринимательства, в-шестых, обоснованная налоговая политика, в-седьмых, разгосударствление и приватизация, в-восьмых, политика госинвестиций, регулирование госрасходов, уменьшение дефицита государственного бюджета, в-девятых, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности.
Следует заметить, что косвенное регулирование цен осуществляется также через систему запретов. Например, запрет на горизонтальное фиксирование, т.е. запрет на соглашение двух и более конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности определенную долю на рынке данного товара, если такое соглашение может иметь своим результатом ограничение конкуренции, и др.
Кроме системы запретов косвенное регулирование может осуществляться путем применения льготного налогообложения, субсидирования и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование величины таможенных пошлин.
Основными принципами ценообразования в РБ являются:
• сочетание свободных и регулируемых цен;
• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
• установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение в условиях инфляции достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением (при необходимости) государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
• государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, регулирования цен, ведения нормативного хозяйства субъектами хозяйствования.
Методы государственного воздействия на процессы ценообразования носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий, сложившихся в стране.
Прямое государственное регулирование цен в Республике Беларусь осуществляется с применением следующих методов:
– установление фиксированных цен, которые используются только в исключительных случаях, когда государство намерено жестко управлять предложением и спросом на отдельные группы товаров (например, водка белая, табачные изделия);
– установление предельных максимальных уровней цен, определяющих верхний предел изменения цены. При этом покупатель и продавец могут договориться о приемлемом уровне цены, но не выше установленного предела. Максимальные предельные уровни цен устанавливаются на основные виды сырья, материалов, продукцию перерабатывающей промышленности, потребительские товары;
– установление предельных минимальных (защитных) цен, определяющих предел цены, ниже которого продавец (покупатель) не имеет права реализовывать (закупать) определенные товары (закупочные цены на основные виды продукции растениеводства и животноводства, основные виды высоколиквидной экспортной продукции);
– установление предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;
– установление предельных надбавок (наценок), скидок в розничной торговле;
– установление определенных правил или условий определения и применения цен;
– декларирование цен, т.е. регистрация в органах ценообразования предприятиями-монополистами предельных уровней цен (тарифов) на продукцию, включенную в Государственный реестр.
Решение о выборе конкретного метода регулирования цен принимают органы, осуществляющие регулирование цен исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей и финансового состояния предприятий.
ПЕРЕЧЕНЬ товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь
Коммунальные услуги, оказываемые населению (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, пользование лифтом), услуги по техническому обслуживанию, пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда (по согласованию с Президентом Республики Беларусь)
Услуги по сопровождению (таможенному сопровождению, обязательному сопровождению) товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным и железнодорожным транспортом
Продукция (услуги) военного назначения, в том числе реализуемая (оказываемые) по государственному оборонному заказу
Риэлтерские услуги
Нотариальные услуги правового и технического характера, оказываемые частными нотариусами
Дополнительные платные услуги правового и технического характера государственных нотариальных контор
- Лекция. Система планирования деятельности предприятия
- 1. Сущность и принципы системы планирования, виды планирования
- Классификация видов плана
- 2. Основные методы планирования на предприятии
- 2. Стратегическое планирование
- 3. Особенности стратегического, текущего (тактического) и оперативно-производственного планирования
- Тактическое планирование
- Лекция. Бизнес-план развития предприятия и методические основы его разработки
- Этапы разработки бизнес-плана
- Структура и содержание бизнес-плана
- 2. Производственная программа предприятия
- 2.1. Понятие и назначение производственной программы предприятия
- 2. Структура и показатели производственной программы предприятия
- Раздел 1. Мощность на начало планового периода:
- 2. Структура организационно-экономического механизма регулирования заработной платы и ее регулирование на рынке труда
- Лекция тарифная система оплаты труда
- Лекция. Формы и системы оплаты труда
- 1. Формы и системы заработной платы
- 1. Издержки и затраты, образующие себестоимость продукции, расходы и их классификация
- 2. Методические основы формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и классификация ее видов
- 3. Калькулирование себестоимости продукции
- Себестоимость продукции
- Лекция. Цены и ценообразование в апк
- 1. Функции цен, факторы ценообразования, классификация цен.
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- Министерство экономики
- Облисполкомы и Минский горисполком
- 2. Инвестиционная деятельность предприятия
- 3. Инвестиционный проект
- 4. Методы оценки эффективности принимаемых решений по инвестиционным проектам