Состав и построение комплексной системы управления качества Продукции
Современные системы управления предприятием (объединением) имеют многоцелевой характер. Главная цель предприятия – удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в высококачественной продукции (услугах) – состоит из ряда основных взаимосвязанных целей. Для достижения каждой из этих целей необходимо целевое управление, т.е. такое построение системы управления, при котором контур управления деятельностью, обеспечивающей достижение каждой цели, был бы замкнутым. Поэтому в современных системах управления предприятием линейно-функциональная структура управления дополнилась целевой структурой управления.
Такие структуры были отработаны в комплексе ГОСТ 24525.0-80 и ГОСТ 24525.5-81 на управление производственным объединением и промышленным предприятием, на основе которых проведен широкий экономический эксперимент по совершенствованию управления 27 отраслями легкой промышленности. Результаты эксперимента отражены в рекомендациях межведомственной научно-методической комиссии.
Переход на рыночную экономику усиливает необходимость совершенствования системы управления, так как предприятие становится более самостоятельным и его функции в достижении главной цели деятельности расширяются и обновляются. В систему управления предприятием вносятся новые элементы, такие, как маркетинг.
Система управления предприятием строится на основе сочетания линейного руководства производством, целевого и функционального управления. Она включает следующие подсистемы:
линейного руководства производством (непосредственное управление производственным процессом на основе сочетания единоначалия с широким участием трудящихся);
целевые по каждой конкретной функции управления;
функциональные по каждой конкретной функции управления;
правового, нормативного, информационного и технического обеспечения управления.
Типичен следующий состав целевых подсистем:
1.Управление производством и сбытом продукции.
2.Управление ассортиментом и качеством продукции (КС УКП).
3.Управление ресурсами.
3.1 Управление трудовыми ресурсами.
3.2 Управление материальными ресурсами.
3.3 Управление основными производственными фондами.
3.4 Управление финансовыми ресурсами.
4.Управление развитием производства.
5.Управление социальным развитием трудового коллектива.
6.Управление охраной окружающей среды.
7.Управление внешнеэкономической деятельностью.
8.Развитие системы управления предприятием.
В системе управления предприятием КС УКП представлена как целевая подсистема управления ассортиментом и качеством продукции, что имеет принципиальное значение для предприятия легкой промышленности, так как изменение спроса населения на предметы одежды и обуви вызывает необходимость систематического обновления их ассортимента.
В КС УКП (как и в других подсистемах) из конкретных функций управления выделены подфункции, ориентированные на повышение качества продукции – специальные функции управления качеством продукции.
КС УКП не является обособленной подсистемой, но в ней сосредоточено большинство задач по управлению качеством продукции. В решении всех задач по управлению качеством продукции КС УКП взаимодействует с другими целевыми подсистемами.
В международном стандарте ИСО 9004 также принято, что система качества функционирует согласованно с управлением другими сторонами производства, влияющими на качество продукции или услуги, и взаимодействует с ними.
С подсистемой «Управление производством и сбытом продукции» КС УКП взаимодействует при:
♦ разработке и постановке продукции на производство;
♦ технологическом обеспечении качества продукции;
♦ обеспечении повышения технологичности, уровня стандартизации и унификации вновь разрабатываемых изделий, возможностей специализации, диверсификации и кооперирования их производства;
♦ достижении бездефектности изготовления и стабильности уровня качества продукции при ее складировании, транспортировании и отгрузке;
♦ увеличении удельного веса товаров с индексом Н и высшего сорта в общем объеме выпуска и снятии с производства устаревшей продукции;
♦ освоении производства новой продукции;
♦ организации выпуска продукции в установленных ассортименте и номенклатуре.
С подсистемой «Управление ресурсами» КС УКП взаимодействует в области:
♦ снижения материало-, фондо- и трудоемкости вновь разрабатываемой продукции;
♦ организации взаимодействия с поставщиками по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий;
♦ обеспечения качества материальных ресурсов и основных фондов;
повышения качества труда.
С подсистемой «Управление развитием производства» необходимо взаимодействие в области:
♦ прогнозирования и планирования повышения качества продукции;
♦ формирования требований к развитию новой технологии и производства;
♦ освоения прогрессивной технологии, модернизации оборудования и совершенствования организации труда, способствующих гибкости производства, увеличению удельного веса продукции высшего сорта, изготовлению перспективных и конкурентоспособных видов продукции;
♦ организации внедрения изобретений и других научно-технических достижений при техническом перевооружении, реконструкции производства и капитальном строительстве.
С подсистемой «Управление социальным развитием трудового коллектива» важно иметь взаимодействие в области:
♦ разработки новой продукции, обеспечивающей улучшение условий и безопасность труда;
♦ активизации творческой деятельности трудящихся по улучшению качества продукции и мотивизации высококачественного труда;
♦ специальной подготовки и обучения кадров методам управления качеством продукции;
♦ организации работы по изобретательству и рационализации.
С подсистемой «Управление охраной окружающей среды» необходимо взаимодействие в области:
♦ установления экологических и санитарно-гигиенических требований к продукции и технологическим процессам;
♦ обеспечения выполнения экологических и санитарно-гигиенических требований при разработке продукции и техническом контроле за их соблюдением.
С подсистемой «Управление внешнеэкономической деятельностью» КС УКП взаимодействует в области:
♦ изучения конъюнктуры внешнего рынка;
♦ разработки и изготовления конкурентоспособной продукции на экспорт;
♦ организации научно-технического сотрудничества по созданию новой продукции, технологии ее изготовления и нового технологического оборудования;
♦ методов и техники контроля качества.
С подсистемой «Совершенствование системы управления предприятием» должно быть обеспечено взаимодействие при внедрении проекта системы управления, новых элементов системы управления и самоуправления трудового коллектива, а также при совершенствовании механизма управления.
Координирующим органом КС УКП, как правило, является отдел качества продукции. Там, где такого отела нет, его функции возложены на подразделение, являющееся ведущим в повышении качества продукции.
Содержание специальных функций. Основные положения стандартов ИСО по системе качества.
Выше приведен примерный состав специальных функций управления качеством и их распределение по органам управления. Далее остановимся на кратком содержании специальных функций в международных стандартах ИСО 9000 по системе качества.
Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции (ОГК, ПТО). Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции направлено:
♦ на выявление требований потребителя к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции на перспективный период ее производства и потребления, а также научно-технических и экономических возможностей и путей удовлетворения перспективных требований потребителя;
♦ на установление номенклатуры, ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции и (или) модернизации существующих, разработка и (или) изготовление которых относятся к профилю производственного объединения (ПО), промышленного предприятия (ПП).
Результаты прогноза являются исходной базой для создания продукции, находящейся на уровне лучших отечественных и мировых достижения или превосходящей их, удовлетворяющей потребности народного хозяйства, населения страны и конкурентоспособной на внешнем рынке, планирования номенклатуры новых образцов продукции, повышения показателей качества выпускаемых видов продукции в оптимальных соотношениях по уровню и сортам качества, специализации и кооперирования производства, его технического перевооружения, реконструкции и капитального строительства; планирования стандартизации, нормирования требований к качеству продукции в стандартах.
Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции осуществляется силами предприятия и (или) по его заказу отраслевыми научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и технологическими организациями, кафедрами вузов, хозрасчетными научно-техническими центрами на договорной основе или на основе иных форм связи науки и производства.
Краткосрочные прогнозы, связанные с конъюнктурными или сезонными изменениями требований потребителя к ассортименту и показателям качества продукции, как правило, должно разрабатывать предприятие с привлечением организаций. Краткосрочный прогноз должен давать исходную информацию для разработки оперативных мероприятий по уточнению ассортимента и показателей качества выпускаемой продукции.
В международном стандарте ИСО 9004 функция прогнозирования решается в рамках маркетинга и играет ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Выполнение этой функции должно позволить устанавливать потребности в продукции или услуге, рыночный спрос и область реализации, а также требования потребителя с учетом тенденций изменения потребностей.
Планирование повышения качества продукции (ПЭО). Планирование повышения качества продукции предусматривает установление заданий по повышению ее технического уровня и качества в соответствующих разделах годового и перспективного планов предприятия, а также разработку мероприятий, обеспечивающих выполнение заданий, с установлением сроков их выполнения.
Задания и мероприятия по повышению качества продукции разрабатывают на основе изучения спроса и прогноза потребностей, повышения технического уровня и качества продукции, основных направлений развития предприятия. Задания должны распространяться на все уровни управления и стадии жизненного цикла продукции и быть обеспечены необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
При разработке перспективного и годового планов должна быть обеспечена взаимосвязь разделов, содержащих задания и мероприятия по повышению качества продукции, с другими разделами планов.
Международный стандарт ИСО 9004 предусматривает разработку программы выполнения проекта новой продукции, включая контрольные точки испытания и измерения ее параметров, оценки и проверки соответствия проекта требования потребителя, периодические анализы проекта.
Нормирование требований к качеству продукции (Ост). Нормирование требований к качеству продукции осуществляют для обеспечения оптимального уровня ее качества в условиях специализации и кооперирования производства.
Требования к качеству продукции нормируют предприятия, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, которые разрабатывают проекты стандартов, технические условия, карты технического уровня и качества продукции. В этих НТД регламентируют показатели качества продукции.
При нормировании требований к качеству продукции выбирают номенклатуру показателей качества, оптимизируют их значения и устанавливают допустимые отклонения нормируемого показателя от номинального значения.
Оценка и сертификация продукции (ОГК, ОКП). В легкой промышленности качество продукции оценивается для ее отнесения к категориям «новинка» (индекс Н), модных изделий с индексом Д и реализуемым по договорным или свободным ценам, а также для установления сорта выпускаемой продукции.
Отнесение продукции к тому или иному сорту осуществляется ОТК по данным технического контроля и лабораторных испытаний.
Для подтверждения с необходимой достоверностью соответствия продукции конкретным стандартам или техническим условиям проводится ее сертификация, которая основывается на результатах ее сертификационных испытаний в независимых сертификационных испытательных центрах. При положительных результатах испытаний и наличии на предприятиях-изготовителях условий, обеспечивающих стабильное качество сертифицируемой продукции и ее эффективный контроль, выдается свидетельство-сертификат соответствия.
Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Сертификационные испытания – контрольные испытания продукции, проводимые с целью установления соответствия характеристик ее свойств национальным и (или) международным нормативно-техническим документам.
Сертификат соответствия – документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Сертификат о качестве – товарно-сопроводительный документ, удостоверяющий качество поставляемого товара.
Обязательной сертификации подлежит продукция:
в государственных стандартах на которую содержатся требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей и охране окружающей среды;
предназначенная на экспорт, если ее сертификация определена законодательством страны-импортера или договором.
Сертификация может быть проведена также по инициативе изготовителя продукции на соответствие любым требованиям государственных стандартов и технических условий.
По инициативе предприятия-изготовителя для подтверждения соответствия продукции, получившей сертификат, лучшим мировым достижениям проводится государственная оценка ее качества комиссией, создаваемой при сертификационных испытательных центрах. При положительных результатах государственной оценки качества продукции на нее выдается аттестат качества, который является основанием для дополнительного стимулирования выпуска этой продукции государством.
Организация разработки и постановки продукции на производство (ОГК, ПТО), Организация разработки и постановки продукции на производство направлена на создание и освоение в короткие сроки производства образцов продукции, технический уровень и экономические показатели которых соответствуют лучшим отечественным и зарубежным достижениям или превосходят их, а также на совершенствование (обновление моделей) продукции для улучшения ее качества.
Организация разработки и постановки на производство конкретных видов (типоразмеров, марок и т.п.) продукции должна предусматривать полный цикл ее отработки и испытаний, необходимых для промышленного выпуска высококачественной продукции с первых образцов или партий.
Порядок организации разработки и постановки продукции на производство, контроля качества продукции на основных этапах ее разработки и постановки на производство должен соответствовать требованиям ГОСТ 15.001-73.
В стандарте ИСО 9004 функция разработки и постановки продукции на производство рассматривается в составе функции «качество при проектировании и разработке технических условий». Она включает в себя планирование и определение целей проектирования; испытание и измерение параметров продукции; оценку и проверку соответствия проекта требованиям потребителя; периодический анализ проекта; разработку комплекта документов, составляющих основу проекта и его одобрение для производства продукции; анализ готовности производства к выпуску и реализации продукции; контроль за изменением проекта; повторную оценку проекта.
Организация технологического обеспечения качества продукции (ОГТ, ПТО). Направлена на обеспечение технологической готовности предприятия к производству продукции с первых образцов или партий в соответствии с заданными технико-экономическими показателями, устанавливающими высокий технический уровень и минимальные трудовые и материальные затраты.
Технологическая готовность достигается путем выполнения комплекса работ по технологической подготовке производства (ТПП), которые ведутся параллельно с конструкторской подготовкой производства.
Технологической обеспечение качества продукции необходимо осуществлять в соответствии с требованиями государственных стандартов Единой системы технологической подготовки производства ЕСТПП) в рамках обеспечения технологичности продукции, разработки технологических процессов, проектирования и изготовления средств технологического оснащения, организации и управления процессами ТПП.
Стандарт ИСО 9004 предусматривает определение круга лиц, санкционирующих внесение изменений в технологический процесс и при необходимости согласование этих изменений с заказчиком. Все изменения в технологической оснастке и оборудовании, материалах и технологическом процессе должны найти отражение в документации.
Организация метрологического обеспечения качества продукции (ОГМетр). Направлена на своевременное осуществление мероприятий по достижению единства и требуемой точности измерений параметров изделий, материалов и сырья, режимов технологических процессов, характеристик оборудования и инструмента.
В стандарте ИСО 9004 имеется аналогичная функция – «управление контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием». Предусматривается соответствие калибров, инструментов, датчиков, разметочных плит, испытательного оборудования, программного обеспечения, установление процедур процесса измерений и методов профессиональной подготовки операторов.
Организация материально-технического обеспечения качества продукции (ОМТС). Предусматривает поставки сырья, материалов и комплектующих изделий необходимого качества в соответствии с требованиями к качеству готовой продукции; производство на технологическом оборудовании, соответствующем запланированным показателям качества вновь разрабатываемой и модернизируемой продукции, а также обеспечения энергоносителями и энергией в соответствии с планами повышения качества продукции.
Реализация этих функций достигается в результате взаимодействия служб материально-технического снабжения, технической подготовки производства, технического перевооружения, реконструкции и капитального строительства ПО (ПП). Для этого планы повышения качества продукции согласовывают с планами материально-технического снабжения, технической подготовки производства, реконструкции и капитального строительства, энергетическими балансами.
Процесс материально-технического обеспечения качества продукции и ПО (ПП) включает следующие этапы:
подготовку нормативной базы обеспечения материальными ресурсами требуемого качества;
формирование планов обеспечения материальными ресурсами с учетом требований к качеству конечной продукции;
изучение рынка средств производства и участие в оптовых ярмарках для своевременного и экономически выгодного приобретения необходимых материальных ресурсов требуемого качества;
заключение и реализацию договоров на поставку материальных ресурсов требуемого качества;
анализ и документирование качества получаемых материальных ресурсов.
Рассмотренная функция непосредственно связана с излагаемой ниже.
Организация взаимоотношений ПО (ПП) по качеству продукции с потребителями и поставщиками (ОС, ОМТС). Предприятия легкой промышленности находятся в определенных взаимоотношениях с организациями торговли, внешнеторговыми организациями (заказчиком), потребителями продукции (гражданами) и поставщиками сырья, материалов и технологического оборудования.
Предприятие самостоятельно и совместно с заказчиком изучает спрос на разрабатываемую и производимую им продукцию, конъюнктуру внешнего и внутреннего рынка, динамику моды, реальность закупки необходимого сырья, полупродуктов и технических средств. На основе этого планирует и разрабатывает новые изделия, готовит ассортимент к продаже на оптовой ярмарке.
На этапе разработки предприятие показывает новые модели, опрашивает покупателей, продает опытные партии изделий и таким образом проверяет соответствие своих разработок потребностям внутреннего рынка. В результате предприятие вносит необходимые изменения в планы разработок.
На оптовой ярмарке с заказчиками заключаются договоры поставок продукции.
С переходом к рыночной экономике произошли существенные изменения во взаимоотношениях между потребителями и поставщиками. В результате экономической самостоятельности партнеров они в большей мере носят договорной характер и предусматривают полную компенсацию потерь той или иной стороны, возникших вследствие нарушения условий договора.
В стандарте ИСО 9004 функции материально-технического обеспечения качества и взаимоотношения с поставщиками реализуются в функции «качество материально-технического снабжения». Предусматривается разработка программы качества поставок, которая включает как минимум требования к техническим условиям, чертежам и заказам на поставку; выбор квалифицированных поставщиков; соглашение на обеспечение качества и соглашение по методам проверки; положения, регламентирующие решение спорных вопросов; план приемочного контроля; входной контроль; регистрацию данных входного контроля.
Организация подготовки и повышения квалификации кадров в области улучшения качества продукции (ОК, ОПК). Направлена на организацию и обучение всех категорий работающих на предприятии передовыми методами разработки, изготовления и использования продукции, а также на формирование навыков участия в управлении качеством продукции.
Методам улучшения качества продукции обучают в системе подготовки и повышения квалификации кадров. Для подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов, занимающихся вопросами улучшения качества продукции, предприятие направляет на факультеты переподготовки по новым перспективным направлениям науки техники в институты (на факультеты, курсы повышения квалификации), а также организует университеты качества, семинары и теоретические конференции. Рабочих обучают методам высококачественного труда и основам управления качеством в системе профессионального обучения кадров на производстве, в школах качества, в экономических школах, народных университетах технического прогресса.
Международный стандарт ИСО 9004 устанавливает специальные требования к подготовке персонала в системе качества. Руководящий персонал должен знать принципы системы качества, технические средства и методики, обеспечивающие его участие в функционировании системы. От руководства также требуется понимание критериев эффективности системы для целенаправленности своих действий по обеспечению качества.
Подготовка технического персонала не должна ограничиваться только тем кругом обязанностей, которые он выполняет по обеспечению качества. Подготовка должна включать маркетинг, материально-техническое снабжение, разработку технологического процесса и продукции, а также методы статистического регулирования технологических процессов, статистического контроля качества, сбора информации и ее анализа и т.д.
Все производственные рабочие и контролеры должны проходить подготовку, обеспечивающую освоение необходимых методов и навыков, понимание взимозависимости между их обязанностями, качеством продукции и техникой безопасности.
Обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции при ее изготовлении, складировании, транспортировании и загрузке (ОГТ, ПТО, ЛР). Направлено на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно влияющих на качество продукции, и поддержание показателей качества продукции на уровне, установленном нормативно-техническими документами, плановыми заданиями и технической документацией.
Обеспечение стабильности показателей качества продукции при ее изготовлении предусматривает:
♦ рациональную организацию производственного процесса;
♦ ритмичность производства, в том числе ритмичность поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;
♦ контроль поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов;
использование сырья, материалов в зависимости от качественных характеристик выпускаемых изделий;
♦ высокое качество документации на рабочих местах;
♦ соблюдение требований к точности средств контроля и измерений;
♦ поддержание точности средств технологического оснащения;
♦ регулирование технологического процесса;
♦ соблюдение технологической дисциплины;
♦ анализ брака, дефектов, рекламаций и мероприятия по их устранению.
Обеспечение стабильности качества продукции при ее складировании, транспортировании и отгрузке предусматривает:
♦ разработку нормативных требований к складированию и транспортированию продукции;
♦ подготовку продукции и сопроводительной документации к транспортированию и хранению (обеспечение необходимой упаковкой и тарой, консервация и т.д.);
♦ приведение складской базы в соответствие с нормативными требованиями и контроль за соблюдением условий хранения;
♦ наличие транспортно-технологических схем движения продукции от предприятия до потребителя (заказчика) для всех видов транспорта с указанием рекомендуемых при этом погрузочно-разгрузочных средств;
♦ отгрузка и транспортирование продукции в соответствии с требованиями нормативно-технической, технической документации и правилами, действующими на транспорте;
♦ взаимодействие с транспортными организациями и контроль за соблюдением требований к условиям транспортирования;
♦ выполнение поставщиком требований нормативно-технической и технической документации по консервации, упаковыванию и хранению продукции;
♦ контроль грузополучателем выполнения транспортной организацией требований по сохранению качества продукции в процессе транспортирования.
Стимулирование повышения качества продукции (ООТиЗ, ЛР). Стимулирование повышения качества продукции основывается на использовании экономического и социального механизмов управления, обеспечивающих сочетание государственных, коллективных и личных интересов.
Международный стандарт ИСО 9004 устанавливает требования по стимулированию персонала за повышение качества. Основные требования следующие:
♦ сотрудники должны знать о преимуществах хорошей работы на всех уровнях, о последствиях плохой работы, отрицательно влияющих на других сотрудников, полноте удовлетворения требований покупателя, эксплуатационные расходы и экономическое положение компании (предприятия);
♦ за качество работы должны стимулироваться не только рабочие, занятые а производстве, но и персонал, участвующий в реализации продукции, проектировании, внедрении документации, материально-техническом снабжении, техническом контроле, упаковке, отгрузке, техническом обследовании. Следует постоянно объяснять сотрудникам роль специальных программ в достижении качества, которые должны содержать основные положения, побуждающие работников к корректирующим воздействиям выполняемых ими процессов производства и управления;
♦ для отдельных работников или групп могут быть установлены градации качества, по которым осуществляется оценка таких работников. Руководство должно обеспечивать гласность результатов работы, когда достигнуты удовлетворительные уровни качества.
Контроль качества и испытания продукции (ОТК). Контроль качества направлен на предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, технической документации, образцам-эталонам, условиям поставки и договора.
Испытания направлены на своевременное получение достоверной информации о фактическом качестве разрабатываемой и выпускаемой продукции.
Организация разработки и выполнения мероприятий по результатам государственной приемки продукции, государственного надзора, межведомственного контроля за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, качеством продукции и обеспечением единства измерений (ОКП). Организация разработки и выполнения указанных мероприятий направлена на устранение причин отклонений от требований нормативно-технической и технической документации.
Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции (ВУКП). Направлен на систематическую регистрацию данных о фактическом качестве продукции и труда подразделений, а также отдельных работников и информации для руководства различных уровней управления в интересах принятия обоснованных управленческих решений.
Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции осуществляют органы управления и руководители производственных подразделений.
Внутрипроизводственному учету и отчетности подлежат этапы разработки и освоения новых видов продукции, мероприятия по повышению качества продукции: результаты аттестации; количество брака и потери от брака; рекламации; качество труда; возврат на доработку (из других цехов и от потребителя); результаты изучения спроса и фирменной торговли; ход разработки, внедрения, функционирования и совершенствования КС УКП; результаты проверки соблюдения технологической дисциплины и точности средств технологического оснащения.
Технико-экономический анализ улучшения качества продукции (ТЭО). Направлен на выявление конечных народнохозяйственных и хозрасчетных результатов деятельности предприятия и его подразделений по повышению качества продукции. По результатам анализа оценивается работа подразделений и корректируется целевая программа качества.
Основными направлениями технико-экономического анализа улучшения качества продукции являются:
установление технического уровня и качества разрабатываемой и выпускаемой продукции;
выявление факторов, влияющих на качество продукции;
описание динамики показателей качества разрабатываемой и выпускаемой продукции;
определение экономической целесообразности разработки и поставки новой продукции на производство и снятия с производства устаревших образцов;
расчет экономической эффективности продукции;
оценка влияния постановки новой продукции на производство и мероприятий по улучшению показателей качества выпускаемой продукции на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
нахождение потерь от поставок предприятию сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, не соответствующих требованиям стандартов и технических условий;
расчет потерь от межцеховых возвратов продукции, брака, рекламаций4
оценка выпускаемой предприятием продукции потребителем путем опроса, рекламаций, отзывов и т.п.
Правовое обеспечение управления качеством продукции (юротдел). Правовое обеспечение управления качеством продукции направлено на эффективное использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции. Оно осуществляется посредством разработки, утверждения и соблюдения локальных правовых норм.
Нормативно-правовую базу КС УКП составляют нормативные акты предприятия, которые специально утверждены для регламентации деятельности подразделений, служб, должностных лиц и иных работников в процессе управления качеством продукции.
Информационное обеспечение КС УКП (ОНТИ, ОКП). Направлено на своевременное обеспечение руководителей и органов управления обоснованными и достоверными данными, характеризующими технический уровень и качество труда подразделений и отдельных работников.
Для анализа расширения и обновления ассортимента продукции используются следующие показатели: коэффициент расширения Кр и коэффициент обновления Кобн. ассортимента продукции. Первый коэффициент показывает, на какую часть расширился ассортимент в плановом периоде по сравнению с отчетным.
Коэффициент обновления ассортимента продукции Кобн. определяется отношением числа наименований новой продукции к общему числу наименований или общему объему производства продукции.
Изучение зарубежного опыта управления качеством продукции
В настоящее время качество продукции и услуг - это конкурентоспособность отдельного производителя и страны в целом, это сбережение ресурсов и повышение эффективности производства, это безопасность продукции и услуг для человека и окружающей среды.
Поэтому качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономики. Во всех ПРС мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, её конкурентоспособности на мировом рынке.
С проблемами низкого качества и конкурентоспособности продукции в различные периоды сталкивались многие страны (США в 30-е годы; Япония, Великобритания. Германия в послевоенный период и т.д.). Проблемы решались путем объединения усилий предприятий и государства.
Каждая страна вырабатывала собственный подход к решению этой проблемы. Ряд государств (Германия, Нидерланды, Испания. Великобритания) разработали и внедрили национальные программы качества при существенной государственной поддержке. В других же странах (Сингапур, США) государство практически не занимается субсидированием или установлением определенных стратегий для развития качества, но интенсивно поддерживает отдельные программы. В США это было в виде финансовой поддержки и усиления общественного внимания к национальной премии качества Малькольма Болдрижда.
Во многом пути развития подходов к качеству в ПРС похожи, хотя имеют свои национальные особенности. В большинстве ПРС программы качества являются специализированными для предприятий определенного размера, отрасли и т.д. Основные инициативы и деятельность в области качества перешли в ведение национальной промышленности и частных организаций. Одной из программ качества, которая в большинстве стран остается в ведении государственных институтов, является национальная премия качества.
Рассмотрим историю развития УК на примере трех ведущих регионов мира: США, Японии и Западной Европы.
- Курс лекций по курсу «принципы управления качеством продукции»
- Качество продукции. Основные понятия, термины и определения. Стадии формирования качества. Подготовка технического задания
- Стадии формирования качества
- Историческая эволюция качества Ассортимент и качество продукции. Основные понятия
- Принципы формирования и показатели планирования ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров. Управление ассортиментом
- Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров
- Управление ассортиментом
- Ассортиментная политика
- Порядок проведения сертификации
- Правовое регулирование маркировки продукции
- Анализ качества деятельности предприятия
- Стадии жизненного цикла продукции
- Конкуренция. Виды конкуренции. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции
- Внешняя система управления качеством
- Внутренняя система управления качеством
- Внедрение систем управления качеством в легкой промышленности, соответствующих международной системе стандартов серии исо 9000
- Экономический подход к управлению качеством. Экономика затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество
- Планирование повышения качества и освоения новой продукции
- Планирование освоения новой продукции
- Состав и построение комплексной системы управления качества Продукции
- Опыт управления качеством в сша
- Опыт управления качеством в Японии.
- Европейский опыт управления качеством
- Кружки качества