2.2. План проведения преддипломной практики.
Общая характеристика предприятия.
Организационная структура управления.
Управление производством.
Управление персоналом.
Информационная система управления.
Экономические службы и финансовое состояние предприятия.
Управление маркетингом.
8. Правовое обеспечение производства.
По усмотрению руководителя практики от вуза вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломного проекта.
Рассмотрим примерный порядок подготовки разделов тематического плана преддипломной практики.
Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить:
цели и задачи предприятия;
масштаб деятельности предприятия;
миссию и имидж предприятия;
характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;
географическое положение, климатические и природные условия предприятия;
степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;
организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);
производственную структуру предприятия (технологический аспект);
стратегию и тактику управления предприятием;
уровень организационной культуры
Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить:
организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
характер организационных отношений между структурными подразделениями;
компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия, обеспечивающие структурные подразделения;
методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;
структуру и функции аппарата управления предприятия;
регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется дипломный проект. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.
Управление производством. Данный раздел предполагает изучение:
производственной функции предприятия;
структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
оперативного планирования выпуска продукции;
нормирования труда и управления запасами;
календарного планирования и диспетчеризации производства;
мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;
управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.
Студенту необходимо:
ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;
изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;
проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;
проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;
ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);
дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;
изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.
Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:
профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);
процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
систему материального и морального стимулирования;
функции управленческого персонала;
требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;
систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);
методы повышения эффективности управленческого труда.
Информационная система управления. По данному разделу студенты должны изучить:
массивы информации;
коммуникационный процесс;
коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
характеристику обшей схемы информационных потоков в организации;
информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
средства передачи и преобразования информации;
документооборот предприятия и его характеристику;
организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;
пути устранения недостатков коммуникационного процесса;
совершенствование коммуникаций в организации,
Экономические службы и финансовый менеджмент. По этому разделу студенту необходимо:
изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;
ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;
приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;
на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;
изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;
осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;
внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений.
Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете:
задачи службы маркетинга;
систему организации службы маркетинга;
задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;
анализ маркетинговой среды фирмы;
структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС);
планирование продукции и товарную политику;
управление качеством товара;
стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;
инновационную политику;
ассортиментную политику предприятия и направления его ассортимент-ной стратегии;
роль посредников в товародвижении;
условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;
требования к торговым посредникам;
планирование продвижения товара на рынке;
коммуникационную политику фирмы;
основные методы реализации изделий (услуг);
стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность;
инструменты стимулирования сбыта;
ценовую политику и конкуренцию;
факторы, определяющие решения по ценам;
ценовую рекламу;
ценовые гарантии и особые соглашения;
определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;
систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб пред-приятия;
предложения по повышению эффективности маркетинговой деятель-ности предприятия.
- 1. Организация итогового междисциплинарного экзамена по специальности.
- 1.1. Требования, предъявляемые к студентам, сдающим итоговый междисциплинарный экзамен.
- 1.2. Перечень вопросов для итогового междисциплинарного экзамена по специальности и их содержание.
- Раздел 1. «Экономическая теория и макроэкономика».
- Литература
- Раздел 2. «Микроэкономика»
- 25. Издержки производства.
- Раздел 3. «Теория организации»
- Раздел 4. «Основы менеджмента»
- 36. Сущность и значение менеджмента.
- 37. Эволюция научных взглядов на менеджмент.
- 38. Внешняя среда и внутренняя среда организации: сущность, характеристики и основные факторы.
- 39. Коммуникации в организации.
- 40. Принятие управленческих решений в организации. Методы принятия решений.
- 41. Сущность, значение и виды планирования. Необходимость стратегического планирования.
- 42. Организация как функция управления: делегирование, ответственность и полномочия. Организационное проектирование.
- 43. Сущность и эволюция понятия «мотивация», теории мотивации.
- Литература
- Раздел 5. «Производственный менеджмент»
- 50. Производственная стратегия и производственные приоритеты.
- Раздел 6. «Управление персоналом»
- 55. Системный подход к управлению персоналом
- 56. Механизм управления персоналом организации
- 57. Организационная структура управления персоналом
- 58. Процесс управления персоналом и его обеспечение
- 59. Управление подбором сотрудников организации
- 60. Ориентация и адаптация работников
- 61. Оценка деятельности персонала
- 62. Профессиональное обучение сотрудников организации
- 63. Планирование и организация деловой карьеры сотрудников
- 64. Управление высвобождением персонала
- 65. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
- Раздел 7. «Инновационный менеджмент»
- 66. Инновационная деятельность как объект управления.
- 67. Организация инновационного менеджмента на предприятии.
- Раздел 8. «Маркетинг»
- 86. Способы организации маркетинга на предприятии.
- Раздел 9. «Финансовый менеджмент»
- 91. Дивидендная политика предприятия, ее формирование.
- Раздел 10. «Управление качеством»
- 92. Современные подходы к определению содержания категории «качество»
- 93. Тенденции управления качеством в отечественной и зарубежной практике.
- 94. Основные положения концепции всеобщего управления качеством.
- 95. Системный и процессный подходы в менеджменте качества.
- 96. Концепция постоянного улучшения в менеджменте качества.
- 97. Управление взаимоотношениями с потребителями в системе менеджмента качества.
- 98. Управление качеством в процессе проектирования и разработки.
- Раздел 11. «Стратегический менеджмент»
- 103. Сущность, содержание и необходимость стратегического менеджмента.
- 104. Формирование миссии и стратегических целей организации.
- 105. Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации. Методы анализа среда.
- 106. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии.
- 107. Управление реализацией стратегии. Стратегический контроль.
- Литература
- Раздел 12. «Сравнительный менеджмент»
- Раздел 13. «Производственная логистика»
- 116. История возникновения и развитие логистики.
- 117. Эволюция концептуальных подходов к логистике.
- 118. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм.
- 119. Понятие, цели и задачи информационной логистики.
- 120.Механизм функционирования закупочной логистики.
- 121. Цели и пути повышения организованности материальных потоков в производстве.
- 1.3. Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности и подведения его результатов (критерии оценки)
- 2. Организация преддипломной практики.
- 2.1. Цели и задачи преддипломной практики.
- 2.2. План проведения преддипломной практики.
- 2.3. Порядок проведения преддипломной практики.
- 2.4. Оформление и защита отчета по преддипломной практике.
- 3. Организация дипломного проектирования.
- 3.1. Требования, предъявляемые к студентам, допущенным к подготовке дипломного проекта.
- 3.2. Тематика дипломных проектов. Производственный менеджмент
- Управление персоналом и социальным развитием предприятия
- Управление качеством
- Маркетинг
- Стратегический менеджмент
- Инновационный менеджмент
- Социальный менеджмент
- Финансовый менеджмент
- 3.3. Типовая структура дипломного проекта.
- Раздел 1. Теоретические и методические аспекты изучения проблемы.
- Раздел 2. Анализ состояния вопроса на предприятии.
- Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы.
- Раздел 4. Экономическая оценка проекта.
- Раздел 5. Компьютерное обеспечение проекта.
- Раздел 6. Правовое обеспечение проекта.
- 3.4. Порядок предоставления дипломного проекта к защите.
- 3.5. Защита дипломного проекта и его оценка.
- Критерии оценки дипломного проекта
- 4. Нормативные требования к оформлению дипломного проекта.
- Приложения
- Дипломный проект управление лизинговыми операциями
- Задание на дипломный проект
- Примеры оформления рефератов
- Реферат
- Содержание
- Рецензия на дипломный проект